ίερός
815 —
'Ιερώνυμος
ιερός, эп.-ион. ίρός (ι, реже ι) 3, редко 2 1) вели-
кий, мощный, могучий (ΐς Τηλεμάχοιο, μένος Άλκινόοιο,
φυλάκων τέλος Нот.); 2) огромный, диковинный, чудо-
вищный (Άργείων στρατός, ίχθύς Нот. — ср. 13; κύμα Еш·.;
μέγαν τινές οΐονται τον ιερόν Piut.); 3) полновесный,
крупный (άλφιτον Нот.; Δημήτερος ακτή Hes.); 4) рос-
кошный, пышный или священный (άλωή, έλαίη Нот.;
μυρσίνη φόβη Eur.); 5) чудесный, дивный, великолепный
(δίφρος Нот.); 6) ниспосланный богами, благодатный
(ήμαρ, κνέφας Horn.; φάος Hes.; ομβρος Soph., δρόσοι Eur.);
7) находящийся под покровительством богов, хранимый
богами, угодный богам (Τροίης πτολίεθρον Нот.; βασι-
λεΤς Pind.); 8) посвященный богам, внушающий благого-
вение, священный (βωμός, δόμος, ποταμός Нот.; δαιμό-
νων αγάλματα Soph.; ειδωλον Ήρας Eur.): ιερά οδός Her.
священная дорога (в Дельфы); 9) священный, заповед-
ный (άλσος Άθηναίης, άντρον Νυμφάων Нот.; πέδον
Σαλαμΐνος Soph.; χώρα Arst.); 10) священный, неприкосно-
венный (ι. και άσυλος δήμαρχος Piut. — лат. tribunus
sacrosanctus): παρθένοι ίεραί Piut. = αϊ Εστιάδες;
11) священный, культовый (εκατόμβη Нот.; χρήματα
Plat, Arst.; τριήρης Arst.; έσθής Dem.): ί. νόμος περί της
ίερομηνίας Dem. закон о праздновании священного ме-
сяца; 12) устраиваемый в честь богов, религиозный
(αγώνες, άεθλα Pind.); 13) священный, святой, божест-
венный (γένος, αθανάτων Ηεβ.ίγράμματα Her., nt): ιερά
νόσος Her., Arst., Piut. священная, т. е. падучая болезнь,
эпилепсия; ιερά ξυμβουλή Хеп. священный совет, т. е.
являющийся делом священного долга или даваемый по
чистой совести; ιερά άγκυρα Luc. священный якорь, т.е.
последняя надежда; t. ίχθύς Arst. = άνθίας или Emped.
ар. Piut. = ελλοψ; ιερόν όστουν piut. {лат. os sacrum)
крестцовая кость; 14) преданный божеству, благочести-
вый (άνθρωπος Arph.; ί. και ευσεβής Soph.). — См. тж.
ιερά и ιερόν.
ίερο-σκοπέομα& наблюдать внутренности жертвен-
ных животных, т. е. прорицать по ним Poiyb.: ί. μόσχω
Diod. предсказывать по внутренностям жертвенного
тельца.
ίερο-σκοπ£α ή наблюдение за внутренностями жер-
твенных животных, т. е. предсказывание (по ним) бу-
дущего Diod.
'Ιεροσόλυμα τά, ή и Ιερουσαλήμ ή indecl. Иеру-
салим {столица Иудеи) Diod., Poiyb., NT.
4εροσολυμ£της, ου ό уроженец или житель Иеру-
салима Diod., NT.
(Ιεροσ6λχ>\ϊ.ος о Иеросолим {мнимый основатель
Иерусалима) piut.
ίερό-στολος ό иеростол {египетский жрец, ведавший
священными облачениями) Piut.
ίερΟ-σϋλέω 1) грабить Храмы Arph., Plat., Arst., Piut.;
2) святотатственно ограблять (τά ιερά Poiyb.); 3) похи-
щать из храмов, уносить из святилищ (τά δπλα Dem.);
4) святотатствовать, кощунствовать (ί. ή άδικεΤν piut.;
βδελυσσόμενος τά είδωλα ίεροσυλεΓς NT).
ρης, εως ή Diod. = ιεροσυλία.
έερο-σΰλ£α ή ограбление храма, кража священной
утвари Xen., Plat., Arst., Dem., Piut.
ίερό-σϋλος ό, ή грабитель храмов, святотатец Arph,,
Lys., Xen., Plat., Arst, Dem., Piut.
ίερ-ουργέ(θ {тж. t. το εύαγγέλιον του θεοδ ντ и
ιερουργίας ίερουργεΤσθαι Piut.) справлять священные
обряды, отправлять богослужение: ιερά ίερουργεΤται
Luc. совершается жертвоприношение.
ίερ-ουργία, ион. ίρουργΐα, υ. Ι. ίροεργία и ίρορ-
γία ή совершение религиозных обрядов, священный
обряд (Ίρουργίαι άρρητοι Her.; ή περί τι ί. Plat.; άπυροι
ίερουργίαι Piut.): ιερουργίας ίερουργεΐσθαι piut. совер-
шать жертвоприношения.
'Ιερουσαλήμ ή ντ= Ιεροσόλυμα.
ίερο-φαντέω быть иерофантом Luc.
έερο-φάντης, ион. ίροφάντης, ου ό 1) иерофант,
верховный жрец (των χθονίων θεών Her.; θεών Piut.);
2) {у римлян pontifex maximus) верховный жрец Piut
ίερο-φαντία ή тж. pi. должность или сан иеро-
фанта Piut.
ίεροφαντοκός 3 жреческий (στέμμα Luc; βίβλοι piut.).
ίεροφαντίκώς по-жречески (έσκευασμένος Luc).
ίερόφαντίς, ίδος ή верховная жрица piut.
ίερο-φύλαξ, ион. ίροφύλαξ, Eur. υ. Ι. ίρον φύλαξη
ακος (ΰ) ό страж святилища, смотритель храма Eur.
ίερό-χθ-tov, όνος adj. принадлежащий к священной
земле, т. е. священный (βώλος Anth.).
ίερό(0 1) посвящать богам Piut.: ου καθαρός ίερώσθαι
Thuc недостойный быть посвященным богам, т. е. запят-
нанный преступлением; 2) освящать (как дар боже-
ства), свято чтить {sc. τομάς κατά φυλάς ί. Plat.).
4έρων, (Ονος ό Иерон или Гиерон (1. И. Старший,.
тиранн Сиракуз с 478 по 467 гг. до н. э., друг и по-
кровитель Эсхила, Пиндара, Ксенофана, Симонида и
др.; его вымышленная беседа с Симонидом о тиран-
нии, как форме правления, является содержанием диа-
лога Ксенофонта Меронъ Xen., Arst., Diod.; 2. И. Млад-
ший, царь Сиракуз 270—216 гг. до н. э.; вначале был
на стороне Карфагена, но с 263 г. и до конца своей
жизни был союзником Рима, оказывая ему помощь
во время 2-й Пунической войны; его прославляет Фео-
крит в XV/ Идиллии Theocr., Poiyb., Diod., Piut.; 3. один
из «30 тиранновъ в Афинах Xen.).
ίερ-ώνυμος 2 носящий священное имя Luc.
Ιερώνυμος ό Иероним (1. родом из Андра, побе-
дивший в борьбе на Олимпийских состязаниях {ок,
480 г. до н. э.) Тисамена Her.; 2. родом из Кардии*
участник походов Александра Македонского и Эвменау
впоследствии доверенное лицо Деметрия и Антигона
Гоната; автор истории диадохов, до нас не дошедшей^
но использованной историками, в частности, Плутар-
хом Diod.; 3. внук и преемник Иерона Младшего, царь
Сиракуз, сторонник Карфагена, убитый на 13-м ме*
сяце царствования в 216 г. до н. э. Poiyb.; 4. родом аз