θ-εΐος
— 774
άκος Нот. сера — (очистительное) средство от зол (сера
употреблялась для культовых очищении).
Ι θ·εΤ©ς ό дядя Eur., Xen., Plat.: ό προς μητρός θ. isae.
дядя по матери.
II θ·εΐος, лак. σείος 3 [θεός] 1) божественный
(γένος, όμφή Нот.; αίτίαι, νους Arst.); 2) ниспосланный
богом (δνειρος Нот.; νόσος, μανία Soph.); 3) вручённый
богом (σκήπτρον Soph.); 4) определённый богами (τύχη
Her., Piut.; νόμος Thuc.; μοίρα Xen.); 5) отмеченный вме-
шательством богов (πρηγμα Her.); 6) охраняемый или
построенный богами, священный (πύργος, sc. 'Ιλίου
Нот.); 7) посвященный богам, совершаемый в честь
богов (άγων, χορός Нот.); 8) достойный богов, велико-
лепный (δόμος, sc. Μενελάου Нот.); 9) боговдохновенный
(αοιδός Нот.); 10) богоподобный (βασιληες Нот.; οι θειώ-
τατοι των ανδρών Arst.): «σειος άνήρ», φασι, . . . δταν
άγασθώσι σφόδρα του Arst. «богоподобный муж», гово-
рят (лаконцы),... когда очень уважают кого-л.; 11) хра-
нимый богами или чтящий богов, т. е. благочестивый,
честный (ύφορβός Нот.): τέθνηκε θεΐον Ίοκάστης κάρα
Soph, скончалась благородная Иокаста; 12) прекрасный,
превосходный, замечательный (άλς, ποτόν Нот.); 13) (в
обращении) дорогой, (мой) чудесный (ώ θεΐε! Plat.):
μετά σου, της θείας κεφαλής Plat, вслед за тобой, мой
бесценный.
θ-εοότης, ητος ή [θείος II] 1) божественность, боже-
ственный характер (της άρετης Piut.; δύναμις και θ. NT);
2) божественная красота (Ηφαιστίωνος Luc); 3) ( = όσιό-
της) вера в богов, благочестие isocr., Piut.
I θ*είόω, эп. θ-εείόω [θεΐΌν II] окуривать серой,
очищать серным дымом (μέγαρον, med. δώμα Нот.; αιθέ-
ρος μυχόν Eur.).
II θ·ε:όω [θεΤος И] делать божественным, освящать
именем богов (την διανομήν Piut.).
θ-είς part. aor. 2 κ τίθημι.
Ι θ-είω эп. = θέω I.
II θ·ε£ω ( = θέω и θώ) эп. aor. conjct. κ τίθημι.
θ·εο-ώδης 2 цвета серы (θώρακες ντ).
θ·είως [θεΐος II] 1) по воле богов: θ. πως Xen. как
бы по воле богов; θειοτέρως Her. по особому божест-
венному произволению; 2) божественно (ευ και θ. piat.;
είρήσθαι Arst.); 3) благоговейно, набожно (εχειν προς
τους θεούς Arst.).
θ·ε£ωσος, εως ή [θειόω II] обожествление: οί τελού-
μενοι θειώσεως (υ. /. δια θειώσεως) piut. посвященные
в божественные таинства.
θ-ελγεσί-μϋθ-ος 2 зачаровывающий словами (Απόλ-
λων Anth.).
θ-έλγητρον τό чары, очарование (ΰπνου Eur.): θέλ-
γητρα εχειν προς τίνα Luc. очаровывать кого-л.
θ-έλγω (impf. εθελγον — эп. θέλγον и Herat. 3 л. sing.
θέλγεσκε, fut. θέλξω — дор. θελξώ, aor. έθελξα — лоэ/я.
θέλςα; pass.: fut. θελχθήσομαι, aor. έθέλχθην — эп. 3 л.
pi. εθελχθεν) 1) зачаровывать, околдовывать (πάντας
ανθρώπους, ανδρών όμματα τη ράβδω Нот.; άοιδαι θέλξαν
τινά Pind.; Έρως θέλγει τινά Soph., Eur.; υπό σειρήνος
θελγόμενος Piut.): θαύμα μ' έχει, ώς ούτι, πιών τάδε
φάρμακ', έθέλχθης Нот. я изумлена, что ты, выпив
этого снадобья, не оказался заколдованным, т. е. избег-
нул чар; 2) перен. очаровывать, обольщать, завлекать
(έπέεσσι, ερω, αίμυλίοισι λόγοισι, ψεύδεσσι Нот.; μελί-
γλώσσοις έπαοιδαΐσι Aesch.): θέλγουσα πειθώ Sext. неот-
разимая убедительность; 3) отуманивать, ослеплять
('Αχαιών νόον Нот.); 4) расслаблять (θυμόν έν στήθεσ-
σί τινι Нот.); 5) очаровывать, приводить в восторг,
восхищать (πάντων νόημα Plat.); 6) внушать, убеждать
(τό μη κτεΤναι Aesch.); 7) вызывать волшебством,
навевать чарами (άνηνεμίην Anth.; εύφροσύναν Pind.).
θ-ελεμός 2 [(έ)θέλω] (ο водах Нила) собственной
силой текущий, т. е. полноводный, по друг, [θάλλω
или θηλέω] оплодотворяющий, живительный (πώμα,
sc. των ποταμών Aesch.).
θ-έλεος 2 добровольный: θ. άθέλεος Aesch. волей-
-неволе^й.
θ-έλεσκον эп. impf. iter. κ (έ)θέλω.
θ·έλημα, ατός τό [θέλω] воля, желание Arst.t NT:
θ. της σαρκός NT похоть.
θ-έληα^ς, εως ή ντ = θέλημα.
θ·ελκτ/2ρ, ήρος ό волшебник-успокоитель, заклина-
тель (όδυνάων нн).
θ·ελκτήρ:ον τό 1) чары, очарование, услада (βροτών
Нот.); 2) средство успокоить, умилостивительный дар
(θεών Нот.; νεκροΐς Eur.); 3) средство облегчить,
облегчение (πόνων Aesch.); 4) умение успокоить, способ-
ность утешить, обаяние (της γλώσσης Aesch.); 5) успо-
коение, утоление (ψυχής Men.).
θ·ελκτήρ:ος 2 1) околдовывающий, волшебный (φίλ-
τρα έρωτος Eur.); 2) чарующий, полный обаяния (όμμα-
τος τόξευμα Aesch.); 3) завлекающий, обольстительный
(μύθος Aesch.; επωδή Piut.); 4) успокаивающий, умиро-
творяющий (μύθου μύθος θ. Aesch.).
θ·έλκτρον τό Soph, = θελκτήριον.
θ-έλκτωρ, ορός ό Aesch. = θελκτήρ.
θ'ελξί-νοος, стяж. θ-ελξίνους 2 1) зачаровывающий
сознание, околдовывающий (φίλτρα Anth.); 2) чарую-
щий, обольстительный (lap Anth.).
θ·ελξί-ποκρος 2 мучительно-приятный (κνησμονή
Anth.).
θ·έλξ:ς, εως ή очаровывание, околдовывание Piut.
θ-ελξί-φρων 2, gen. όνος очаровывающий сознание,
насылающий чары (θελξίφρονες θνατοΐσιν έρωτες Eur.;
'Απόλλων Anth.).
θ·έλυμνα τά (лат. semina rerum Lucr.) основания,
первоначала Emped.
θ-έλω (fut. θελήσω) Her., Trag., ΝΤ = έθ>έλω.
θιέμα7ατ0(» το [τίθημι] 1) денежный вклад или залог,
депозит Piut.; 2) рит. положение, вопрос (для обсужде-
ния), тема (лат. propositum) Cic, Diog. L.; 3) астрол. рас-
положение небесных светил (в момент чьего-л. рождения),
т. е. гороскоп Suet.; 4) грам. первооснова слова, корень.