Древлебиблиотека / Библиотека / Содержание номеров журнала «Старообрядец» (1906 - 1907)

Содержание номеров журнала «Старообрядец» (1906 - 1907)

«Старообрядец» - первый в России ежемесячный журнал, посвященный истории, выяснению нужд и защите старообрядческой церкви. Издавался в 1906 - 1907 гг. в Нижнем Новгороде (по 12 номеров в год) книжками до десяти печатных листов (100 - 160 страниц). Печатался в Типо-литографии Т-ва И.М. Машистова.

В 1906 г. - редактор И.И Захаров; издатель и с № 2 редактор - старообрядческий епископ Иннокентий Нижегородский (в миру – Иван Григорьевич Усов); с № 5 - редактор-издатель Владимир Григорьевич Усов.

Заявленная программа журнала включала:

  • Проповеди и нравоучительные статьи,
  • Статьи богословского содержания,
  • Описание религиозных бесед,
  • Исторические документы и письма,
  • Статьи исторического содержания,
  • Летопись событий, происходящих как в старообрядчестве, так и вне его,
  • Статьи по религиозно-бытовым вопросам,
  • Церковно-общественные дела и вопросы,
  • Отзывы о вышедших книгах,
  • Обзор периодической печати,
  • Разные известия и заметки,
  • Ответы редакции.

Подробно все пункты программы разъяснены подписчикам и читателям в статье «От редакции», открывающей первый выпуск журнала.

В объявлениях о подписке на 1907 год (№№ 11 и 12 за 1906 г., № 2 за 1907 г.) был опубликован перечень сотрудников журнала «Старообрядец». Вот он:

В № 1 за 1906 год особо отмечалось: «Ближайшее участие в редакции принимает Ф.Е. Мельников».

Сообщался также адрес редакции: Нижний Новгород, Ильинка, № 34.

В журнале печатались статьи и сочинения «на русском языке – русскими буквами, а на славянском – славянскими» (однако, из-за забастовок, к выходу первого номера журнала получить славянский типографский шрифт не удалось, и статьи были напечатаны только русскими буквами), а также помещались различные изображения и снимки.

В начале 1906 года редакция журнала объявила, что номера «Старообрядца» будут выходить в первых числах месяца. Но во 2-ой половине этого года это обещание перестало выполняться, как сообщала редакция, по следующим причинам: 1) вследствие забастовки рабочих; 2) по случаю постановления правления рабочих, чтобы сверхурочные работы были прекращены во всех типографиях и 3) сокращение рабочего времени.

За исследование под названием «Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени» издание журнала «Старообрядец» 24 декабря 1907 года на 12-м номере 1907 года было приостановлено, чуть позже журнал был закрыт администрацией на время усиленной охраны. Ценз. дело: Г. у. п. д. п., II отд., 161а — 1905. 30 января 1908 года в окружном суде Нижнего Новгорода слушалось дело о девятом номере журнала за 1907 год, в котором было опубликовано данное исследование. По приговору суда номер должен был быть сожжён. Редактор Василий Усов был посажен в тюрьму на три месяца. До этой приостановки журнал неоднократно подвергался административным взысканиям. Василий Усов подвергался аресту на три месяца за «хулу на Серафима Саровского» в пятом номере журнала, в этом номере было опубликовано «Стихотворение на открытие останков Серафима Саровского».

В январе 1908 года в Нижнем Новгороде стал выходить новый журнал – «Старообрядцы», который стал преемником закрытого журнала.

Все №№ журнала «Старообрядец» можно найти в РГБ (бывшей библиотеке им. Ленина), большую часть - в ГПИБ (Исторической библиотеке) в Москве, а также в НГОУНБ им. В. И. Ленина (Нижегородская Государственная Областная Универсальная Научная Библиотека).

Содержание номеров

Старообрядец №12, 1907г. (Нет в наличии)

Гг. подписчикам. С. I – IV.
Архимандрит Михаил. Св. Иоанн Златоуст. (К 1500-летию его блаженной кончины). С. 1189 - 1210.
Св. Иоанн (Златоуст) о милостыни. С. 1210 - 1217. Б.п.
К старообрядческой молодежи. (Беседа 3-я). Подпись: Друг. С. 1218 - 1228.
И.Г. Водягин. Рассмотрение книги беспоповца А.А. Коновалова «О пришествии пророков Илии и Еноха, об антихристе и об уничтожении им Богоустановленной жертвы таинства причащения». (Продолж.).
И. Шурашов. Разбор «Разъяснения» о вдовстве Церкви Христовой, составленного миссионером Костровым (Ниж. епарх). С. 1239 - 1244.
К сведению старообрядческих начетчиков. [Указание мест в святоотеческом писании, наиболее употребляющихся начетчиками при беседах с миссионерами, беспоповцами и другими полемистами]. С. 1244 – 1246.
Постановление или Заявление Униатских епископов о присоединении их к Риму. С. 1247 - 1249.
Апология христиан старообрядцев, или Рассмотрение и опровержение обвинений, возводимых на старообрядчество духовно-господствующей литературой. (Продолж.). С. 1249 - 1258. (Продолж. следует). Б.п.
Архимандрит Михаил. Рождеству Христову. 1) Звезда зовет. 2) Куда шли волхвы. 3) Два цветка. С. 1259 - 1261.
И. В[одяги]н. Беспоповское венчание и водоосвящение. С. 1262 - 1263.
Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени. (Продолж.). С. 1263 – 1269. (Продолж. следует).
Степ. Алексеев. О церковном крюковом пении. С. 1269 – 1274.
Кирилл Михайлов Дробинин. Письмо в редакцию. С. 1274 – 1275.
Ф. Абрамов. Открытое письмо Г-ну Дашкевичу, редактору журнала «Истина». С. 1275 – 1276.
Разные известия и заметки:
Преображенское кладбище (в Москве). С. 1277.
Среди старообрядцев. С. 1277.
Жертвы смуты. С. 1277 – 1278.
Предстоящая канонизация Пия IX. С. 1279.
Опять за прежнее. С. 1279.
Новая секта. С. 1279.
По городам и весям:
Из Витебска. С. 1280 - 1281.
К свету. С. 1282.
Добрый пример. С. 1282.
Среди господствующей церкви.Определение Синода. С. 1283.
Смерть настоятеля храма во время Богослужения. С. 1283.
Новый синодальный миссионер. С. 1283.
Новое о соборе. С. 1283 - 1284.
Оригинально и канонично. С. 1284 - 1285.
Молебен назад... С. 1285 - 1286.
Обзор печати:
Журнал «Баптист». С. 1287 - 1289.
Старообрядцы и новые протестанты. С. 1289 - 1292.
Последние известия:
Болезнь епископа Иннокентия. С. 1292.
Объявления. С. I – VIII.

Фотографии в номерах

Содержание

Содержание