ИЗЪ БЕСЪДЪ СЪ МИССІОНЕРАМИ. 85 Такимъ образомъ, вы Никона не оправдали и митрополита і Амвросія не обвинили. А мы доказали, что сей святитель скон- . чался истиннымъ христіаниномъ-старообрядцемъ. • Въ заключеніе всей нашей настоящей бесѣды считаю умѣ* і ствымъ и полезнымъ разсказать вамъ, какъ я бесѣдовалъ съ нѣ* | которыми изъ вашихъ братій миссіонеровъ по данному вопросу - і въ какой церкви скончался митрополитъ Амвросій: въ грекорос-
сійской или старообрядческой. ; V. Еще доказательство, что митрополитъ Амвросій скончался
вѣрнымъ сыномъ старообрядческой церкви. Это было въ 1900 году. Я бесѣдовалъ въ станицѣ Прочно-
окопсвой Кубанской области съ миссіонеромъ о. Миной Шусто¬
вымъ, въ Февралѣ мѣсяцѣ. Бесѣда кончилась весьма побѣдоносной 1 для старообрядцевъ. Я укладывалъ книги. Старообрядцы ликовали . и торжествовали побѣду. | Миссіонеру ѳто было крайне досадно и, потерявъ терпѣніе,
онъ съ насмѣшкой сказалъ: Да что вы торжествуете-то... Какъ
бы то ни было, но вашъ Амвросій передъ смертью все таки во- ' ротился въ греческую церковь, перешелъ въ намъ. Его напут¬
ствовалъ греческій священникъ. Не имѣя времени подробно разсматривать эту клевету, такъ
какъ бесѣда уже кончилась, я сказалъ миссіонеру: Если митропо¬
литъ Амвросій передъ смертью перешелъ къ вамъ и скончался въ ! вашей вѣрѣ, то служите по нему панихиду сейчасъ же: за труды ! я вамъ заплачу. Миссіонеръ очевидно ѳтого не ожидалъ и потому растерялся
и смущенно произнесъ: Мы... мы, какъ бы вамъ сказать... мыза
грековъ ве молимся. Общій взрывъ смѣха былъ отвѣтомъ со стороны слушателей
на эту миссіонерскую увертку. А я возразилъ: какой же законъ воспрещаетъ молиться за
грековъ, если они православны? Развѣ греки не люди, а животныя
какія, чтоли? Сознайтесь лучше, о. Мина, что вы не молитесь
за митрополита Амвросія не потому, что онъ грекъ, а просто по¬
тому, что онъ скончался въ старообрядческой церкви, по вашему ; —въ расколѣ, а не въ вашей церкви. ' Миссіонеръ сконфузился и ушелъ въ алтарь.