1062 „СТАРООБРЯДЕЦЪ44. безсмысленный, но вмѣстѣ съ тѣмъ в изумительный подвигъ, ■ думается
мнѣ, что если непріятель насядетъ когда-нибудь на очаги втнхъ людей,
то ета самая сила скажется въ подвигахъ высшаго порядка, нлн въ тѣхъ
явленіяхъ, которыми страшна русская земля для всякаго нашего недруга...
Конечно, настоящее просвѣщеніе когда-нибудь охватитъ и ятіхъ людей,
но... прежде надо создать его... До тѣхъ-ае поръ намъ можно кое-чему
поучиться у старообрядцевъ*. Подпольное духовенство. Духовнымъ консисторіямъ, какъ сооб¬
щаютъ газеты, предпиоано имѣть строжайшее наблюденіе за...
тайнымъ обществомъ священно и цѳрковно-служителѳй. Циркуляръ констатируетъ, что донесеніями консисторій—
„установленъ фактъ существованія тайнаго общества". Фактъ еоть, слѣдовательно начались розыски. Происходить, по замѣчанію „Утра Россіи44, что-то странное:
духовенство начинаетъ уходить въ подполье. Начнутся, конечно, мѣры репрессій. Но что онѣ помогутъ? Развѣ
репрессіи уничтожили религіозныя движенія въ Россіи, старообрядчество,
сектанство? Направленныя по адресу православнаго духовенства, репрессіи,
въ конечномъ счетѣ, поведутъ къ переходу многихъ его представителей
въ другое исповѣданіе, что уже ипѣло мѣсто. Послѣ 17 апрѣля и всего пережитаго Россіей трудно заставить
замереть религіозную нысль въ казенномъ шаблонѣ. Консисторскія реп¬
рессія—политика страуса. Они вгонятъ броженіе внутрь, утѣшаясь вк-
дннынъ исчезновеніемъ «враговъ». А церяовь тѣмъ временемъ будетъ
снетематичесві пустѣть. Но консметорін никогда, нмчего н никого не слушали ■ ничего не
вкдѣлж. Побѣдоносцевсная политика нячему не научила, но странѣ въ
конечномъ счетѣ дала н реальные результаты: она сдѣлала невозможнымъ
у насъ надолго клерикализмъ, который столь усердно у насъ насаждался.
Возрожденіе побѣдоносцевской политики является при настоящихъ усло¬
віяхъ началомъ окончательнаго кризиса, который въ политической конъ¬
юнктурѣ окончательно вычеркнетъ роль церкви. Въ жизни духовенства въ Россіи несомнѣнно происходятъ
передомъ—переходъ отъ старыхъ, обветшалыхъ устоевъ къ новымъ
формамъ жизни. Между тѣмъ, верхи духовной бюрократіи не счи¬
таются съ этимъ переломомъ, съ новыми вѣяніями жизни и про¬
должаютъ оставаться при старой системѣ, внѣдряя насильно ста¬
рыхъ боговъ въ жизнь. Отсюда—тотъ глубокій разладъ, который ведетъ въ розыскамъ
тайныхъ обществъ. («Волгарь»).