Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№9

1907

Содержание

Отъ редакцiи

I. Богословскій отделъ:

II. Полемическій отделъ:

III. Религіозно-бытовой отделъ:

IV. Отделъ по городамъ и весямъ:

V. Изъ періодической печати:

Объявленія

OCR
1035 ДУХОВЕНСТВО ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ЦЕРКВИ ВЪ ИЗОБРАЖЕНІИ
РУССКИХЪ ПИСАТЕЛЕЙ НОВѢЙШАГО ВРЕМЕНИ. Изящная литература о духовенствѣ господствующе! церкви новѣйшаго
времени можетъ быть раздѣлена на три періода, принимая во вниманіе беллетрі-
стическія произведенія тѣхъ писателей, которые изображали его жизнь. Един¬
ственнымъ представителемъ перваго періода является Николай Семеновичъ Лѣ¬
сковъ. Цнъ выводитъ въ своихъ произведеніяхъ типы духовенства, жившихъ
въ концѣ первой половины прошлаго столѣтія н въ началѣ второй. Представи¬
телемъ второго періода выступаетъ Игнатій Николаевичъ Потапенко. Онъ на¬
чалъ литературную дѣятельность въ 1881 г., изображаетъ жизнь духовенства
во второй половинѣ девятнадцатаго вѣка. Въ третьемъ періодѣ духовенство ри¬
суется во всѣхъ проявленіяхъ нѣсколькими писателями: И Н. Потапенко,
С. Н. Елеонскій, С. Гусевъ-Оренбургскій в св. Гр. С. Петровъ. Онн въ своихъ
произведеніяхъ выводятъ тѣхъ самыхъ духовныхъ руководителей, которые жи¬
вутъ н дѣйствуютъ въ настоящее время. Мы разберемъ проізведенія назван¬
ныхъ шеателеЙ по скольку онн касаются духовенства. Прежде чѣмъ мы приступимъ въ разбору произведеній г. Лѣскова, рисую¬
щихъ бытъ духовенства, скажемъ нѣсколько еловъ вообще о всѣхъ его произ¬
веденіяхъ. Лѣсковъ принадлежитъ къ числу писателей орнстраствыхъ, преслѣ¬
дующихъ извѣстную цѣль н при достиженіи этой цѣля искажающихъ факты
дѣйствительной жизни. Онъ хвалитъ все свое в ругаетъ все чужое. По его
мнѣнію хороши только его собственныя убѣжденія я солидарныхъ съ винъ,
убѣжденія же другихъ людей, несогласныхъ съ нимъ, глупы, пошлы. Лѣсковъ
съ пѣной у рта набрасывается на современное ему молодое поколѣніе: изобра¬
жаетъ его пошлымъ, развратнымъ, непростительно глупымъ, готовымъ затоптать
въ грязь все святое. Нѣкоторые критики стараются во что бы ни стало обѣ¬
лить г. Лѣскова., какъ наиримѣръ г. Сементвовскій, который говоритъ, что
авторъ «Соборянъ» рисовалъ вполнѣ безпристрастно. Старанія такихъ крити¬
ковъ совершенно напрасны: достаточно обратить вниманіе на учителя Варнаву
Препотенскаго въ «Соборянахъ». Авторъ выводитъ его какъ представителя мо¬
лодого поколѣнія и рисуетъ его какъ чистѣйшаго идіота. Препотенскій окончилъ
семинарію по первому разряду студентомъ богословія. По окончаніи курса онъ
поступилъ учителемъ математики въ уѣздное училище. Такія свѣдѣнія о Препо-
тенскомъ даютъ право утверждать, что онъ человѣкъ далеко не глуцый. А по¬
смотрите, что онъ дѣлаетъ у г. Лѣскова! Увлеченный новѣйшими идеями, Пре¬
потенскій ѣстъ лошадиную ветчину самъ и кормитъ поаадью-старушку мать,
ваставляетъ учениковъ задавать священникамъ глупѣйшіе вопросы:, самъ гово¬
ритъ во всѣхъ собраніяхъ глупости и его укоряетъ даже совершенно необра¬
зованный о. Ахилла. Обнаруживъ односторонность въ изображеніи молодого
современнаго ему поколѣнія, г. Лѣсковъ продолжаетъ развивать ту же страсть
н въ изображеніи духовенства. Секентковскій во вступительной статьѣ къ пол¬
ному собранію сочиненій Н. С. Лѣскова говоритъ, что въ 1872 г. при выходѣ
въ печати „Соборянъ" автора укоряли въ сгущеніи красокъ при изображеніи
отрицательныхъ сторонъ духовенства. Наоборотъ, Лѣсковъ почти совершенно
скрываетъ недостатки духовенства господствующей церкви и рисуетъ только
идеальные типы, которые встрѣчались очень и очевь рѣдко. 8а то онъ не ПО'
жалѣлъ темныхъ красокъ при изображеніи старообрядцевъ въ своихъ произве-