НЕ НА ТОЙ ДОРОГѢ. 1033 Здѣсь мы обязаны сказать правдивое слово. Такая церковь, которая не сватается съ сильными міра
сего, не такая съ которою, „блудодѣйствовалл цари земные" —
дѣйствительно существуетъ. Она не имѣетъ и „грязи византій¬
скаго обскурантизма", потому, что ея дѣвственная рука не скована
съ грубой и чуждой рукой центуріона (разумѣй квартальнаго).
За мнѣнія своихъ чадъ (которыя бываютъ довольно разнообразны)
по устройству внѣшней жизви въ Государствахъ, она никого не
аваѳематствовала, никого не лишала сана. Человѣконенавистни¬
чество, проповѣдь убійствъ и освященіе человѣческой рѣзни в
бойни—далеки отъ нея. Эта Церковь—Старообрядческая. НЕ НА ТОЙ ДОРОГЪ. Ночь. На горизонтѣ большая, красная луна, а прямо надъ
годовой черная тучка. По деревнѣ разносится пѣніе молодыхъ го¬
лосовъ, Воздухъ влаясвый, но теплый послѣ перваго весенняго
дождика. Деревья только что распускаютъ свои сочныя почки.
Едва уловимый запахъ сирени. Чувствуется пробужденіе земли.
Весна идетъ. А Иванъ Петровичъ стоить у открытаго окна въ
садъ оъ такою тяжестью на сердцѣ, что едва удерживаетъ себя
отъ рыданій. Онъ получилъ сегодня письмо отъ сына-студента, въ
которомъ тотъ сообщаетъ, что его арестовали за участіе въ рабо¬
чемъ движеніи. Иванъ Петровичъ увѣренъ, что его благородный
и разумный Коля не террористъ. Онъ отлично разбирается въ
своемъ состояніи, и ясно видитъ, что арестъ сына лишь перепол¬
нилъ чашу его душевныхъ страданій за родину, такъ неистово
раздираемую хаосомъ противорѣчій относительно общаго блага не
только дѣтьми, но и отцами отечества. Особенно его оѳрдцѳ сосетъ
то, что этотъ хаосъ вносится въ народную жизнь. Онъ съ дѣтотва
живетъ среди народа, и знаетъ народную душу до тонкостей.
Знаетъ онъ и нутро интеллигенціи всѣхъ классовъ, и смотритъ
прямо въ глаза нашей русской жизни вообще. Всю свою жизнь
Иванъ Петровичъ жаждетъ возрожденія родины, и до сихъ норъ
вѣрилъ, что она идетъ къ свѣту и дѣтей своихъ хотѣлъ видѣть
борцами за лучшія понятія. Колю, своего первенца, онъ тщательно
готовилъ къ жизни. Еще до опредѣленія въ школу онъ укрѣпилъ
дѣтскій мірокъ сына на желаніи добра всѣмъ безъ исключенія.
Его умъ онъ развивалъ такъ, чтобы интересъ къ наукѣ, какъ къ