ИЗЪ ПЕРІОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. Старообрядцы, пакъ солдаты. Долгое время защитники кабальнаго
русскаго духовенства совмѣстно съ послѣднимъ гипнотизировали
общественное мнѣніе по отношенію къ старообрядцамъ. Они утвер¬
ждали, что старообрядцы вдохновлены единственно идіотскимъ
міропониманіемъ и санымъ-де невѣжественнымъ фанатизмомъ.
Клевету эту невозможно было опровергнуть благодаря запрещенію
оправдываться. Но мало по налу тьма стала разсѣеваться и вотъ
что теперь говорятъ о немъ сами же православные: Г. Н. Буровскій даетъ въ „Русскомъ Инвалидѣ" такую аттестацію
нашимъ старообрядцамъ: „Я всегда восхищаюсь стойкостью этихъ людей,
ихъ непоколебимой нравственностью, благоразуміемъ, нормальнымъ жиз¬
неннымъ режимомъ. Оставьте въ сторонѣ ихъ вѣровавія, еси они не
опасны для государственнаго склада, иди, пожалуй боритесь съ ними
посредствомъ кроткаго, разумнаго миссіонерства, но отдайте же справед¬
ливость ѳтимъ людямъ въ ихъ нравственномъ и физическомъ складѣ. Ни¬
какая обстановка не можетъ сокрушить здороваго направленія этихъ лю¬
дей. Еще Достоевскій отмѣтилъ единственное свѣтлое существо во всей
каторгѣ въ образѣ старообрядца, сосланнаго за сопротивленіе властямъ,
закрывавшимъ молельни... Солдатъ-старообрядецъ—молодчина: лицомъ
чистъ, тѣломъ здоровъ, честенъ, трезвъ жизнерадостенъ безъ экзальтаціи,
не развратенъ (о сифилисѣ въ ихъ средѣ нѣтъ и помину); онъ спокойно
переноситъ всякую науку, и никакому Терентьеву не закрутить его нрав¬
ственной и физической стойкости... Да что юворнть! посадите старооб¬
рядцевъ на болото и вы увидите, что значатъ творческія силы народа,
получающаго прочное воспитаніе... Замѣчательно, что не только старооб¬
рядцы, но даже вредные въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ сектанты отличаются
замѣчательной стойкостью. Вы знаете, что въ азіатской Турціи духоборы
и молокане таскали за войсками всѣ ихъ тяжести, а не будь нхъ, ориш-
лось-бы кругомъ слышать возглаеы: „ни хлѣбушка, ни евотиаушвн!а н
пожалуй прншлоеь бы выпяеывать погонцевъ изъ подъ Херсона... (а опять
возвращаюсь къ старообрядцамъ). Вы, можетъ быть, скажете, что настоя¬
щаго просвѣщенія у нихъ нѣть, что оно тормазнтся фанатизмомъ, дово¬
дящимъ до пресловутаго самозавапыванія; но вѣдь самоэакапывавіе хотя