РАЗРУШАЮЩАЯСЯ ЦЕРКОВЬ Недавно епископъ „господствующей церкви", Алексій Тавриче¬
скій заявилъ въ своей рѣчи, что въ церкви все благополучно:
„храмы наши полны., усилія газетныхъ прихлебателей внести раз
ладъ въ церковь безуспѣшны". Очевидно., владыка радуется тому, что еще ве исполнилось
пророчество одного изъ «прихлебателей» В. В. Розанова. У этого писателя есть статья: „Тревожная ночъа. Это сонъ. Видится писателю храмъ... Освѣщенъ ярко... Ярко... Точно нарочно, чтобы отогнать
тревогу и ужасъ, который „тамъ внутри* храма... Священникъ
служитъ всенощную. Онъ ходитъ съ кадиломъ по храму и поетъ:
„Хвалите раби Господа*. И видно что ему страшно. .Хвалите, раби*... Но рабовъ то и нѣтъ... Храмъ пустъ,..
Совсѣмъ пустъ... И пустота это окончательная. Навсегда пусто. . Этого еще нѣтъ. Храмы не пусты, и епископъ радуется. Еще нѣтъ крива: «Прочь изъ этой церкви свѣтлой снаружи и нечистой
внутри...» Да, храмы еще не пусты совсѣмъ, но такъ ли ови полны,
какъ прежде? А главное: не становится ли явной внутренняя .пустота" и
мерзость запустѣнія на святомъ мѣстѣ. I. Насиліе и подлоги... Вотъ двѣ опоры сѵнодальнаго право*
славія. а Такъ можно коротко выразить суть послѣ-никоновской исторіи
такъ называемаго „православія". Намъ помнится, какъ ошеломилъ однажды на казанскихъ
преніяхъ со старообрядцами—,,православныхъ"—Перетрухинъ,
бросивши сѵнодальной церкви обвиненіе въ люцаееріанствѣ—
испанской ереси—,,людей человѣконенавистниковъ, веумѣвшихъ
прощать, щадить и жалѣть" *). Когда старообрядецъ бросилъ это обвиненіе Никону,—слуша¬
тели поняли, что здѣсь что то новое, угрожающее и безконечно-
христіанское, справедливое. *) Есть еще Антіохійскіе люцифѳріане, ве слѣдуетъ смѣшивать. И тѣ и дру¬
гіе одно по своему происхожденію—по на Антіохійской почвѣ люциферіаиство
было чисто практическимъ. Авторъ.