Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№10-11

1907

Содержание

I. Богословскiй отделъ:

II. Полемическій отделъ:

III. Религіозно-бытовой отдѣлъ:

IV. Отделъ по городамъ и весямъ:

V. Изъ періодической печати:

Объявленiя

OCR
1118 „СТАРООБРЯДЕЦЪ". АПОЛОГІЯ ХРИСТІАНЪ СТАРООБРЯДЦЕВЪ. ИЛИ РАЗСМОТРЪНІЕ И ОПРО¬
ВЕРЖЕНІЕ ОБВИНЕНІЙ. ВОЗВОДИМЫХЪ НА СТАРООБРЯДЧЕСТВО ду.
ХОВНО-ГОСПОДСТВУЮЩЕЮ ЛИТЕРАТУРОЙ.*) Въ премудрости ходите ко внѣш¬
нимъ, время яскупующе, т е- со внѣш¬
ними обходитесь благоразумно, поль¬
зуясь временемъ. (Колос. 4—5). Не поря ли и безправному старообрядчеству выступить со
своею защитою отъ направленныхъ противъ него обвиненій?
Въ іюлѣ мѣсяцѣ 1881 года почему то съ особеннымъ усердіемъ
братчины, танъ называемаго .Братства св. Петра Митрополита",
стали распространять весьма загадочное извѣстіе о появленіи
сочиненія особаго рода, навой то оффиціальной брошюры, изданной
будто-бы въ С.-Петербургѣ, и во многочисленныхъ экземплярахъ,
присланной въ нашу первопрестольную столицу. *) Сочиненіе это написано въ 1881 нлн 2 году Пафнутіемъ Овчинниковымъ.
Біографія этого человѣка не изъ обыкновенныхъ. Рукоположенный въ санъ епископа на Коломенскую епархію въ весьма
молодыхъ годахъ, онъ былъ подвергнутъ запрещенію за нѣкоторыя грѣховныя
дѣла. Послѣ этого онъ отступилъ въ господствующу» церковь, гдѣ его сдѣлали
противоетарообрядчѳскимъ миссіонеромъ, на каковомъ поприщѣ онъ н подвизал¬
ся болѣе пятнадцати лѣтъ, бесѣдуя главнымъ образомъ въ кремлѣ, отчего н по¬
лучилъ прозваніе кремлевскій. Будучи такимъ обрвзомъ посвященъ во всѣ миссіо¬
нерскія дѣла и пріемы и извѣдавъ самую сущность раздора и вражды правитель¬
ственной церкви противъ старообрядческой, онъ наконецъ возвратился въ пос¬
лѣднюю, гдѣ и скончался въ февралѣ текущаго года. Эту .Апологію” онъ писалъ тогда, когда былъ еще миссіонеромъ прави¬
тельственной церкви. Написана она по слѣдующему случаю. Въ восьмидесятыхъ
годахъ прошлаго столѣтія, когда былъ убитъ императоръ Александръ II, когда
казалось готовы были рушиться всѣ основы правительства и государства, пра¬
вительство готово было дать многія льготы и права старообрядцамъ, какъ эле¬
менту наиболѣе спокойному, устойчивому и весьма полезному для государства.
Узвавъ объ этомъ, Побѣдоносцевъ, какь заклятый врагъ всякой свободы, въ осо¬
бенности же религіозной, поручилъ извѣстному ненавистнику старообрядчества
Н. И. Субботину написать сочиненіе противъ старообрядцевъ, въ которомъ вы¬
ставить ихъ отчаянными врагами русскаго государства, и такимъ путемъ пов¬
ліять на сферы въ неблагопріятномъ для старообрядцевъ смыслѣ. Во исполненіе
такого порученія Субботинъ и написалъ сочиненіе въ неизбѣжно тенденціозномъ
духѣ подъ названіемъ .о сущности и значеніи раскола". Противъ этой Субботпн-
ской, исполненной ио заказу стряпни, ІІафпутій Овчинниковъ и написалъ сію апо¬
логію. Безъ сомнѣнія въ свое время она воэъимѣла надлежащее дѣйствіе и быть
можетъ, благодаря ему, старообрядцы получили въ 1883 году хоть кое—какія іьготы. Къ сожалѣнію, до сего времени она нигдѣ еще не была напечатана, поче¬
му мы сочли своимъ долгомъ предать ѳѳ печати, тѣмъ болѣе, что оно и въ на¬
стоящее время еще не потеряло своего жизненнаго значенія. Ред.