1169 РАЗМЫШЛЕНІЯ СТАРООБРЯДЦА, ПО ПОВОДУ... Появляющіеся въ печати извѣстія о томъ, что молодой ре¬
лигіозной свободѣ старообрядцевъ грозитъ опасность, что раз¬
даются голоса, требующіе сокращенія правъ, дарованныхъ ста¬
рообрядцамъ, заставляютъ думать, что снова вѣрующей душѣ
старообрядца, по примѣру своихъ предковъ, приходится замк¬
нуться въ себѣ самой и искать единственнаго утѣшенія въ свято¬
отеческомъ писаніи, такъ любезномъ для религіозно-настроенной
простой души древде-православнаго христіанина, привыкшаго во
всѣхъ невзгодахъ земного своего странствованія прибѣгать въ
св. книгамъ и въ нихъ искать разгадки жизненныхъ треволненій. Какъ примѣръ тѣхъ невеселыхъ думъ, при нынѣшнемъ не¬
устойчивомъ положевіи религіозныхъ правъ старообрядчества,
какими живетъ и мыслитъ подавляющее большинство простого
грамотнаго нашего народа-старообрядца, ищущаго разрѣшенія
вопросовъ, вытекающихъ изъ совершающихся событій, мы при¬
водимъ ниже размышленіе одного изъ вашихъ начинающихъ на¬
четчиковъ, который полагаетъ, что гоыительныя мѣры, предпри¬
нимаемыя со стороны духовныхъ лицъ господствующей церкви,
есть одинъ изъ признаковъ неистинности гонящей церкви и что
наоборотъ, всякія ограниченія, репрессія и поношенія, направлен¬
ныя на церковь старообрядческую, даютъ ему увѣренность, что
сія послѣдняя и есть именно истинная Христова Церковь. Вспо¬
минаются ему по этому поводу и слова Спасителя: ѵБлажени бу¬
дете егда возненавидятъ васъ человѣцы, и егда разлучатъ вы и поно¬
сятъ, и пронесутъ имя ваше яко зло, сына человѣческою ради, возра-
дуйтеся въ той день и взыграйте, ее бо лада ваша мною на небеси“
(Лук. зач. 24). Вотъ куда устремляются помышленія вѣруюшей души ста¬
рообрядца; вотъ гдѣ ищетъ онъ себѣ утѣшенія, а не въ борьбѣ
мірской, не въ злобѣ и враждѣ къ своимъ гонителямъ. „Церковь Христова, говоритъ нашъ начетчикъ, должна тер¬
пѣть гоненія, а господствующая церковь въ Россіи отъ дѣтъ патр.
Никона не терпѣла гоненій, а напротивъ, своихъ порицателей и
обличителей за ея ересь, предавала разнымъ мукамъ и смерти.
Протопопъ Аввакумъ первый упрекнулъ ед въ отступничествѣ
отъ свято-отеческихъ уставовъ и благочестія—и былъ преданъ
сожженію. И по немъ послѣдующіе обличители въ неправотѣ ея
нововведеній подвергались неслыханнымъ жестокостямъ и преслѣ¬
дованіямъ. И до настоящаго времени эта практика держится. Но