ИЗЪ ПЕРІОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. 1181 Подъ понятіе чиновника подходитъ-ли священникъ православной цер
кви? Въ идеѣ, естественно, «нѣтъ», въ дѣйствительности, несомнѣнно
«да». По духу религіозной общины, какъ она сложилась въ аиостольокія
временя, какъ она быда у насъ на Руси еще до 17-го вѣна и кавъ
доселѣ осталась у старообрядцевъ, священникъ избирается прихо¬
жанами. Такой выборный пастырь—а другого въ идеѣ церновь не при¬
знаетъ—понятно, не является чиновникомъ. За свое провинности онъ
долженъ подлежать лишь выборному суду таніхъ же іереевъ и выбор¬
ныхъ епнсвоповъ н пользуется несмѣняемостью, покуда не погрѣшилъ
противъ правилъ вѣры или добрыхъ нравовъ. Мы знаемъ, однако, что съ Петра Великаго наша церковная жизнь
уклонилась въ сторону бюрократизаціи. Дѣлами церкви правитъ свѣтское
лицо,—оберъ прокуроръ синода. Онъ рѣшаетъ, какія изъ монашествую¬
щихъ лндъ достойны епископскаго званія, кавъ высшей благодати Святого
Духа. Онъ переводитъ архіереевъ на лучшія или худшія каѳедры,
удаляетъ ихъ на покой, предоставляетъ имъ или отнимаетъ у нихъ
награды. Соборное качало уничтожено, бѣлое духовенство выдано
головою еяархіальяымъ владыкамъ и консисторіямъ. Ни въ одномъ вѣ¬
домствѣ самый мелкій служащій не находится въ такомъ слѣпокъ подо-
неиіи отъ своего прямого начальства, какъ священникъ отъ епископа,
имѣющаго влаеть безотвѣтственно карать ■ миловать вее подвѣдомствен¬
ное ему духовенство. Безъ объясненія причинъ, единоличною своею волею,
епіокопъ можетъ еъ богатаго прихода отправить неугодившаго ему іерея
на нищенскій, сослать его въ монастырь на послушаніе, запретить евя-
щеввослужевіе ■ т. д., в т. д. Рѣшеніе епархіальнаго владыки безалпелля-
ціонво и на произволъ русскому евящеимку можно жаловаться только
Господу Богу. Такимъ образомъ, печальная дѣйствительность построила такую
схему заввснмостн духовенства отъ свѣтской власти: послѣдняя коман¬
дуетъ синодомъ, тотъ—епископата, а онм—священниками. Достаточно
оберъ-прокурору синода надавить соотвѣтствующую кнопку, чтобы передъ
іереемъ, членомъ Думы, немедленно была постаповлена роковая дилемма:
мл подчиниться, или удалться, разумѣется изъ духовнаго званія. Вее ѳто печальные результаты уклоненія господствующей
церкви отъ соборнаго начала и каноническихъ правилъ древле-
православной свато-отеческой церкви—истинной. Старообрядцы, какъ солдаты. Долгое время защитники кабальнаго
русскаго духовенства, совмѣстно съ послѣднимъ, гипнотизировали
общественное мнѣніе ао отношенію къ старообрядцамъ. Они утвер¬
ждали, что старообрядцы вдохновлены единственно идіотскимъ