ИЗЪ ПЕРІОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. 11ѲЗ Фактъ есть, слѣдовательно начались розыски. Происходитъ, по замѣчанію „Утра Россіий, что то странное:
духовенство начинаетъ уходить въ подполье. Начнутся, конечно, иѣры репрессій. Но что онѣ помогутъ? Развѣ
репрессіи уничтожали религіозныя движенія въ Россіи, старообрядчество,
сектантство? Направленныя по адресу православнаго духовенства, репрессіи,
въ конечномъ счетѣ, поведутъ къ переходу квотахъ его представителей
въ другое исповѣданіе^ что уже имѣло мѣсто. Послѣ 17 апрѣля и всего пережитаго Россіей трудно заставить
замереть религіозную мысль въ казенномъ шаблонѣ. Бовсисторекія реп¬
рессіи—политика страуса. Ояі вгонятъ броженіе внутрь, утѣшаясь ви¬
димымъ исчезновеніемъ „враговъ*. А церковь тѣмъ временемъ будетъ
систематически пустѣть. Но консисторіи никогда, ничего и никого не слушалк и ничего ие
видѣли. Побѣдоносцевская политика ничему не научила, но странѣ въ
конечномъ счетѣ, дала и реальные результаты: она сдѣлала невозможнымъ
у насъ надолго клерикализмъ, который столь усердно у насъ насаждался.
Возрожденіе побѣдовосцевской политики является при настоящихъ усло¬
віяхъ. началомъ окончательнаго кризкса, который въ политической конъ¬
юнктурѣ окончательно вычеркнетъ роль церкви. Въ жизни духовенства въ Россіи, несомнѣнно происходитъ
переломъ —переходъ отъ старыхъ, обветшалыхъ устоевъ, къ новымъ
Формамъ жизни. Между тѣмъ, верхи духовной бюрократіи не счи¬
таются съ ѳтимъ переломомъ, съ новыми вѣяніями жизни и про¬
должаютъ оставаться при старой системѣ, внѣдряя насильно ста¬
рыхъ боговъ въ жизнь. Отсюда—тотъ глубокій разладъ, который ведетъ къ розы¬
скамъ тайныхъ обществъ. («Волгарь»). Гробовое молчаніе миссіонеровъ. Когда миссіонеры имѣли подъ
своей рясой мечъ, а въ хвостѣ жало, т. е. имѣли служанкой своей
иолидію, тогда ихъ голосъ былъ вездѣ слышенъ. Но теперь не то.
Миссіонеры съ ярмарочныхъ бесѣдъ убѣжали, а ва сектантскія
не являются. По этому поводу вдохновитель ихъ, газетка „Коло¬
колъ41 говоритъ: «Пашковцы въ городѣ Петербургѣ продолжаютъ
дѣятельно свою пропаганду». Но миссіонеровъ православныхъ нѣтъ „какъ нѣтъ“. Эхъ, думаетъ «оловяшка-кодоколъ», кабы настало «доброе
старое время», какое описывается въ одномъ газетномъ Фельетонѣ: