Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№10-11

1907

Содержание

I. Богословскiй отделъ:

II. Полемическій отделъ:

III. Религіозно-бытовой отдѣлъ:

IV. Отделъ по городамъ и весямъ:

V. Изъ періодической печати:

Объявленiя

OCR
ПОТЕРЯ ГРЕКАМИ ПРАВОСЛАВІЯ. (Историческій очеркъ). (Око8мяіе). Защитникъ древняго благочестія, извѣстный діаконъ Ѳеодоръ, говорить:
„а нынѣшнія книга, что посылалъ куиить Никовъ патріархъ въ Грецію, еъ ко¬
ихъ печатаютъ, слывутъ греческія, а тамъ печатаютъ тѣ вввгн подъ властію
богоотступнаго Папы Римскаго въ трехъ городахъ: въ Римѣ, въ Парижѣ ■ Ве¬
неціи, греческимъ языкомъ, но не по древвему благочестію, и тѣ книги у вигъ
иокупаютъ греки за нужду, что въ своей у нвхъ землѣ печати нѣтъ,—ска¬
залъ о семъ Максимъ Грекъ великому князю Василію; а ихъ старыя книги по¬
бравши тѣже отстуцницы Римляне, и ва свой языкъ переведши, прижглл ста¬
рыя, и съ своего языка на ихъ, какъ хотятъ, такъ выдадутъ. Того ради я
здѣ нынѣшнія съ тѣхъ (мигъ) съ етарыии не согласны... II тѣ просаженныя
книги латиногреческія печатныя Пиковъ посылалъ покупать таио... И съ тѣіъ
новогречеокихъ печатныхъ книгъ печаталъ онъ ва Москвѣ новыя оынѣшвія
книги: потому они и несогласны съ нашими старыми» '). Излагая довольно
пространно данное свидѣтельство въ своей ученой статьѣ, профессоръ Громог-
ласовъ говоритъ: „то обстоятельство, что авторъ втаго свидѣтельства,—одинъ
изъ расколоучителей, нисколько не уменьшаетъ его силы въ настонщеиъ случаѣа
поскольку рѣчь идетъ о томъ, какія греческія книга рукописныя древнія или
современныя печатныя были положены у насъ въ основу книжнаго направленія
при Никонѣ. Съ какой стати сталъ бы дьяконъ Ѳеодоръ распространяться д,
еще не однажды, о греческихъ книгахъ, печатаемыхъ въ Римѣ, Парижѣ и Ве¬
неціи, и строить на нихъ обвиненіе противъ Никона, если бы эти книга не
были на саномъ дѣлѣ приняты за образецъ на московскомъ печатномъ дворѣ?
и развѣ не былъ бы онъ въ такомъ случаѣ открыто нзоблнченъ во лжѣ и кле¬
ветѣ на патріарха»?2). Что приводимыя нами выше свидѣтельства о порочности греческихъ книгъ
и полномъ недовѣріи къ нинъ нашихъ предковъ не—голословны это подтверж»
даетъ одинъ изъ внѣшнихъ цисателей. Онъ говоритъ: «Кронѣ благотворитель¬
ницъ дѣйствій (на Востокѣ) и устнаго слова Іезуиты старались распространить
свое ученіе путемъ литерптуры, надѣясь черезъ это провести свое ученіе въ
кругъ образованныхъ грековъ. Для этой цѣли они писали сочиненія противъ
восточной церкви и печатные экземпляры этихъ сочиненій разсылали повсюду—
раздавали вхъ даромъ всѣмъ желающимъ имѣть ихъ. Съ этою цѣлію въ концѣ
XVI вѣка іезуитъ Рвчардъ написалъ книгу, «Путь Римской Церкви“ на обще¬
народномъ греческомъ языкѣ, и, напечатавъ ее въ Парижѣ, роздалъ во дсѣхъ ') Матеріалы для исторіи раскол. т. VI стр. 41—42, 157, 158—321. 2) Богословскій Вѣсти. Май 1895 г. стр. 248—249.