г 1147 «АПОКАЛИПСИСЪ» СВ. ІОАННА БОГОСЛОВА И ЕГО ОТРИЦАТЕЛИ. Въ миртѣ мѣсяцѣ, текущаго года, печать усердно говорила
о появленіи въ свѣтъ новой книги, написанной какимъ-то уче¬
нымъ узникомъ Шлиееербургской крѣпости. Книга эта, по увѣ¬
ренію печати, имѣла своею цѣлью, путемъ научныхъ изслѣдова¬
ній, опредѣлить время написанія «Апокалипсиса» св. Іоанна Бо¬
гослова. Печать высказывалась объ втомъ различно. Однѣ газеты
привѣтствовали появленіе втой книги, которая, по ихъ мнѣнію,
должна пролить свѣтъ на исторію прошлаго; другія же на обо¬
ротъ, хотя и печатали на своихъ страницахъ выдержки изъ втой
удивительной книги, но относились къ ней скептически. Онѣ за¬
являли, что авторъ названной книги, вмѣстѣ съ опредѣленіемъ
времени написанія „Апокалипсиса14, задался цѣлью подыскать и
другого автора „Откровенія14 и нашелъ его, продолжаетъ печать,
въ лицѣ Антіохійскаго епископа IV в.—св. Іоанна Златоуста.
Къ этому открытію, продолжаетъ газета, нельзя уже относиться
равнодушно, потому что оно въ корнѣ подрываетъ основы много¬
вѣкового христіанскаго воззрѣнія на эту священную книгу". Бсе это говорила пресса вскорѣ послѣ появленія этого ори¬
гинальнаго сочиненія. Послѣ звона печати, на оввахъ книжныхъ
магазиновъ можно было видѣть экземпляры книги въ причудли¬
вой, Фантастической обложкѣ. Ѳто и было то новое сочиненіе, о
которомъ передавала печать, названноо сочинтелемъ „Откровеніе
въ грозѣ и бурѣ*. Авторъ, видимо, положилъ съ ней не мало
труда, потому что. книга получилась довольно объемистая—въ
304 стр., снабженная 62 рисунками и снимками съ древнихъ
астрономическихъ картъ. Николай Морозовъ—такъ назвалъ себя
авторъ этой книги—свѣтило, будто бы, современной науки, кате¬
горически отрицаетъ значеніе „Апокалипсиса", какъ священной
книги, таинственно изображающей судьбу христіанской церкви.
Все сказанное въ „Апокалипсисѣ11 Онъ считаетъ простымъ, хотя
и талантливымъ описаніемъ грозы и бури, пронесшейся надъ о. Патмосомъ въ концѣ IV столѣтія христіанской эры. Прежде чѣмъ приступить къ разсмотрѣнію нѣкоторыхъ сто¬
ронъ названнаго сочиненія, замѣтимъ здѣсь кстати, что честь (?)
отрицанія „Апокалипсиса14 какъ не принадлежащаго, будто бы,
перу Іоанна Богослова принадлежитъ, всѳтаки, не г. Морозову.
Попытки къ этому были значительно ранѣе, да и ранѣе, не на
сотни, но на тысячи дѣтъ. Укажемъ на нѣкоторыя изъ нихъ,
такъ, напримѣръ: писатель конца II вѣка—Гаій приписывалъ
Апокалипсисъ перу Керин®а; Деонисій Александрійскій (247 г.),
принимая во вниманіе слогъ „Апокалипсиса44, приписывалъ его
какому-то другому Іоанну, хотя относится къ нему съ глубокимъ
уваженіемъ; Кириллъ Іерусалимскій (+386 г.) исключаетъ его изъ
каноническихъ книгъ; Соборъ Лаодикійскій (381 гЛ тоже опу-
’скаетъ его и др. Изъ позднѣйшихъ же писателей, нежеланіе при¬
нимать «Апокалипсисъ» за произведеніе I. Богослова, выражали 1