СИЛА МОЛИТВЫ. Нѳ такъ еще давно русское правящее общество было какъ
бы окутано чарами волшебника, какъ бы загипнотизировано;
оно шло и поступало по указкѣ поповъ русской господствующей
церкви, по отношенію къ сектантамъ и старообрядцамъ. Если такъ было въ XX столѣтіи, то что же можно сказать
о помѣщикахъ сороковыхъ годовъ прошлаго столѣтія? Изъ нихъ одна половина Фактически находилась подъ опекой
поповъ казенно-сѵнодальной церкви, какъ подъ кошмаромъ, кото¬
рый давилъ имъ мозгъ, связывалъ умъ и мысли. Указы духовен¬
ства для нихъ были руководящимъ перстомъ Божества. Они без¬
смысленно плясали подъ поповскую дудку. Тупое, рабское
повиновеніе помѣщиковъ попамъ часто дѣлало жизнь не „право¬
славныхъ14 крестьянъ не жизнью, а чисто-рабскимъ мученіемъ. Другая часть этихъ „господъ" сознательно руководилась
чисто-государственными цѣлями. Они мечтали, какъ древне-рим¬
скіе патриціи, что для блага государства нужна-де въ имперіи
одна вѣра; а какая? это для нихъ безразлично. Ёе бабы же они
толковать объ етихъ пустякахъ! „Хоть въ сучекъ вѣрь, мнѣ все
равно. А живешь въ Россіи, такъ и вѣрь, какъ отъ тебя требу¬
ютъ. Я самъ такъ поступаю11, говаривали они. Такимъ умникамъ-
ФилосоФамъ нечего было долго разсуждать съ крестьянами о вѣрѣ,
если они не были сынами правительственной церкви. Какъ первые, такъ и вторые помѣщики, разумѣется, не за¬
думывались надъ выборомъ средствъ при обращеніи „раскольни¬
ковъ44 въ „православіе0-. Одинъ случай изъ мрачнаго, погибшаго крѣпостного царства
сороковыхъ годовъ я привожу здѣсь. Онъ послужитъ яр¬
кимъ и вѣрнымъ образчикомъ, какими средствами пользовались
помѣщики при обращеніе старообрядцевъ въ сѵнодально-полицей¬
скую церковь, и какими путями проповѣдывадось и распростра¬
нялось казенное „православіе44 на Руси.