Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№4

1906

Содержание

О любви. Поученіе въ неделю св. Пасхи. Іерея

О русской государственной церкви и задачахь предстоящаго поместнаго собора. В. Макарова

Къ вопросу о причинахъ разделенiя русской церкви. Вл. М—въ (продолженіе)

Мысли по поводу годовщины указа 17 апреля о веротерпимости. В. Макарова

Аскетизмъ и христіанство. I.П.

Святые молчальники

Сила молитвы. В.

Исторія и обычаи ветковской церкви (продолженіе)

«Что ни городъ, то норовъ; что ни деревня, то обычай». Старообрядца

Свершилосъ. I.П.

Первое архіерейское служеніе на старообрядческомъ Рогожскомъ Кладбище

Запрещенный священствовать. Н.К.

По городамъ и весямъ

Изъ періодической печати:

Объявленiя і—ѵ

Отъ редакціи

OCR
<► Ф» у м »У у у у у у у у Ф> -у -у ^И*.-«Иф ^ Й •» <» <у <Г» Ж> «♦ ♦>• V СВЯТЫЕ МОЛЧАЛЬНИКИ. Всѣ подвижники благочестія всевозможно ограничивали
употребленіе дара слова, чтобы болѣе и болѣе сосредото¬
чивать и заключать духъ въ самомъ себѣ. Потому всѣ бесѣды
ихъ состояли въ рѣшеніи вопросовъ касательно внутренняго состо¬
янія духа, всѣ разговоры ограничивались взаимными увѣщаніями
и наставленіями, какъ въ такомъ иди другомъ случаѣ хранить
свое сердце, какъ вести бравь съ искушеніями и какъ умножить
труды и подвиги. Но нѣкоторые, по любви къ молчанію (въ
каковомъ смыслѣ собственно и разумѣемъ мы св. молчальниковъ,
какъ особенныхъ подвижниковъ благочестія), какъ бы отрекаясь
отъ употребленія дара слова, въ продолженіе многихъ лѣтъ ничего
ви съ кѣмъ не говорили. Таковъ былъ св. Іоаннъ молчальникъ
5 в., отказавшійся отъ епископства. Сдѣлавшись простымъ инокомъ,
онъ безмолствовалъ, безвыходно пребывая въ кельѣ, и къ нему
никто не приходилъ, кромѣ одного послушника, служившаго ему.
Однажды только въ годъ, когда былъ храмовой праздникъ въ
Лаврѣ и когда приходилъ въ Лавру патріархъ, Іоаннъ выходилъ
изъ келіи своей ради праздника и для поклоненія патріарху (Чет.
Мая. 3 декабря). Таковъ -былъ и Авва Ѳеона, 30 дѣтъ упражняв¬
шійся въ молчаніи. Только крайняя необходимость побудила его
однажды нарушить обѣтъ свой, именно: когда народъ хотѣлъ
сжечь злодѣевъ, покушавшихся на его жизнь. Во все же прочее
время, что ему нужно было, писалъ на дощечкѣ (Смот. Лавсаикъ
стр. 151). Преподобный Исихій Хоревитъ, молчальникъ также,
разверзъ уста свои только въ предсмертныя минуты своей жизни
и то по усиленной просьбѣ братіи, жаждавшей слышать слово
назиданія отъ сего св, мужа, жившаго душою уже въ другомъ
мірѣ (Чет. Мин., окт. 3). Къ чему стремились и чего достигали
св. угодники Божіи, съ такимъ усиліемъ заботясь заключать уста
свои? Прѳдпривимая трудный подвигъ молчанія, подвижники звали,
что молчаніе, сохраняя чистыми наши уста, содѣйствуетъ къ