Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№4

1906

Содержание

О любви. Поученіе въ неделю св. Пасхи. Іерея

О русской государственной церкви и задачахь предстоящаго поместнаго собора. В. Макарова

Къ вопросу о причинахъ разделенiя русской церкви. Вл. М—въ (продолженіе)

Мысли по поводу годовщины указа 17 апреля о веротерпимости. В. Макарова

Аскетизмъ и христіанство. I.П.

Святые молчальники

Сила молитвы. В.

Исторія и обычаи ветковской церкви (продолженіе)

«Что ни городъ, то норовъ; что ни деревня, то обычай». Старообрядца

Свершилосъ. I.П.

Первое архіерейское служеніе на старообрядческомъ Рогожскомъ Кладбище

Запрещенный священствовать. Н.К.

По городамъ и весямъ

Изъ періодической печати:

Объявленiя і—ѵ

Отъ редакціи

OCR
466 „СТАРООБРЯДЕЦЪ “. „Самая слабая, не выдерживающая даже и енисходитѳльвой критики"
мысль, сказываютъ, та, что, „когда Христосъ былъ вознесевъ на крестъ, пали
нравственныя основы самодержавія". Въ этихъ словахъ подмѣненъ смыслъ, будто
„задача крестныхъ страданій Спасителя состояла только въ подрывѣ самодержа-
вія". Подрывъ нисколько не составлялъ цѣди. Онъ вытекъ самъ собою, какъ
слѣдствіе, Христосъ не приходилъ только за тѣмъ, чтобы упразднить гладіатор-
отво. Но если колизѳй опустѣлъ и заглохъ, то этимъ мы обязавы идеямъ, корень
которыхъ—ВЪ' евангеліи. Когда Господь былъ вознесенъ на крестъ, это означало:
нѣтъ на землѣ боговъ, олимпійцевъ, людей непогрѣшимыхъ, воѣ люди, и каждый
человѣкъ въ отдѣльности съ изъяномъ, и обыватель, н сановникъ („Слово"). „Сбывшееся" пророчество. Въ 1904 году весной „Московскія Вѣдомости14, желая создать
извѣстное настроеніе въ темной и суевѣрной народной массѣ въ
пользу дальне-восточной войны, которая съ самаго начала шла
изъ рукъ вонъ плохо и разрушала всѣ виды и надежды на нее
нашихъ „охранителей44, а также и поддержать престижъ Саров¬
ской эпопеи, которая, подъ громкими обличеніями старообрядче¬
ства и прогрессивной печати, предстала предъ глаза народа во
всей своей неприглядной наготѣ, приводили на своихъ страницахъ
слѣдующія „знаменательныя слова о. Серафима Саровскаго44: .Не то диво, радость моя, что начальники пошли къ мельницѣ, да не до¬
шли, а вотъ будетъ диво, такъ диво, когда отъ Дивѣева-то въ Саровъ крестный
ходъ пойдетъ, а народу-то, что колосьевъ въ полѣ. Вотъ это будетъ днвоі...
А вскорѣ послѣ тою тяжелая для Россіи войта будетъ, и «аръ яойдета* «а сойму, и
л съ нижя, и мы Англіи кафтапъ-то, радость моя, м раздеремі!“... Намъ ясно теперь., насколько сбылось это „пророчество44
Саровскаго „праведника44. А если принять во вниманіе, то, что, какъ
говорятъ, на броненосцѣ „Петропавловскъ44, въ моментъ гибели,
находилась икона ..истлѣвшаго святого44, посланная туда другимъ
такимъ же „праведникомъ44 изъ Кронштадта, который перещеголялъ
Серафима,такъ какъ заживо уже возведенъ въ ликъ святыхъ, а так-
же и все то, что творится теперь въ государственной церкви и
въ умахъ ея послѣдователей, то, судя по аналогіи, можно уже
не по сераФимовски, а безъ колебанія, оъ увѣренностью и точ¬
ностью, предсказать, что Саровская авантюра была для русской
церкви тѣмъ же, чѣмъ были для ^охранителей“ отжившаго строя
„лѣсныя концессіи на р. Ялу44, и что окончится она для казенной
вѣры, церкви и духовной бюрократіи также печально и будетъ
имѣть тѣ же Фатальныя послѣдствія, какія имѣла для свѣтской
бюрократіи и „охранителей44 самодержавія и приказно-полицей¬
скаго режима Манчжурская авантюра.