О РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ И ЗАДА¬
ЧАХЪ ПРЕДСТОЯЩАГО ПОМѢСТНАГО СОБОРА. Въ настоящее время, когда въ духовной, а отчасти и въ свѣт¬
ской печати идетъ столько толковъ о предстоящемъ помѣстномъ
доборѣ правительственной церкви, господствующей въ Россіи,
'болѣе чѣмъ умѣстно позвакомить русское общество со взглядомъ
старообрядчества какъ на современное состояніе самой государ¬
ственной церкви, такъ и на назначеніе и задачи предстоящаго
помѣстнаго собора; ѳто тѣмъ болѣе нужно, что, по всей вѣроят¬
ности, соборъ коснется и старообрядческаго вопроса, въ каковомъ
смыслѣ уже и высказываются въ печати разные планы и предло¬
женія. Бъ идеѣ о возстановленіи каноническаго строя и соборнаго
управленія въ русской государственной церкви мы, старообрядцы,
не можемъ, конечно, отнестись иначе, какъ съ искреннимъ при¬
вѣтствіемъ, потому что видимъ въ втомъ первый шагъ и одно
изъ средствъ къ переходу отъ бездушнаго, мертвящаго полицейско-
'бюрократическаго сѵнодальняго строя къ свободѣ церковной дѣя¬
тельности, къ оживленію религіозной жизни ея послѣдователей,
къ устраненію многихъ отрицательныхъ сторонъ ея современнаго
строя и положенія, къ излѣченію внѣшнихъ и внутреннихъ язвъ,
разъѣдающихъ ея организмъ, и слѣдовательно—путь къ тому „со¬
вокупленію всѣхъ церквей" о которомъ вѣрующіе просятъ Бога. А язвы, разъѣдающія русскую господствующую церковь,
дѣйствительно ужасны. Кажется, даже имя „церкви" она носитъ
по какому-то недоразумѣнію; ей болѣе подходитъ названіе „вѣдом¬
ство православнаго исповѣданія", которое она, собственно, и но¬
ситъ оффиціально, такъ какъ по своему строю и внутреннему
содержанію, какъ одна изъ главныхъ функцій государственно-
бюрократическаго механизма, она рѣшительно ничего церковнаго
не имѣетъ и по справедливости должна бы называться не иначе,
какъ „министерство казенной, одобренной правительствомъ, вѣры
и полицейскаго благонравія".