АСКЕТИЗМЪ и ХРИСТІАНСТВО. „Я должевъ умереть; прекрасно!
Но долженъ ли я жаловаться на это?
Я стану по прежнему высказывать от¬
крыто все то, что считаю истиннымъ,
а если тиранъ пригрозитъ маѣ за это
смертью, я отвѣчу: „развѣ я говорилъ
тебѣ когда-нибудь, что я безсмертенъ?"
Ты будешь дѣлать свое дѣло, я стану
свое: твое дѣло—убивать, а мнѣ уми¬
рать безстрашно". Эпиктетъ. Съ распространеніемъ ученія Христа Спасителя среди языче¬
скаго міра у неофитовъ вѣры мало-помалу начала возникать
мысль о полномъ отрѣшеніи отъ земныхъ наслажденій и стремле¬
ніе къ подчиненію плоти духу. Въ концѣ І-го и въ началѣ ІІ-го
столѣтія у христіанъ, вслѣдствіе высшаго нравственнаго напряже¬
нія и гоненій, немало появилось т. н. аскетовъ, которые не доволь¬
ствуясь жизнью согласно обычной этикѣ христіанства, желали
быть болѣе совершенными. Они возлагали на себя различные су¬
ровые обѣты и перепосили добровольно всевозможныя лишенія
со стоичеокимъ спокойствіемъ. Въ эту тяжелую для христіанства
эпоху аскетизмъ оказалъ неоцѣненныя услуги для него. Закаляя
человѣческую натуру, оовобождая ее отъ всякихъ плотскихъ вле¬
ченій, отъ всякихъ соблазновъ міра,—аскетизмъ создалъ стойкихъ,
могучихъ борцовъ за идеалы христіанства. Сведя свои матеріаль¬
ныя побужденія къ нулю, аскеты получали страшную силу духа.
Они безстрашно смотрѣли въ глаза смерти. И язычество не могло
одержать побѣды надъ христіанствомъ, не смотря на то, что имѣло
на своей сторонѣ матеріальную силу. „Духъ0, побѣдилъ „матерію11,
ибо сила духа была на сторонѣ христіанства, а сила „матеріи0,
на сторонѣ язычества. Такимъ образомъ языческій міръ долженъ
былъ уступить христіанству. Но побѣда христіанства была несо
вершенная. Язычество оставило глубокій слѣдъ въ самихъ послѣ-