КЪ ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХЪ РАЗДѢЛЕНІЯ РУС¬
СКОЙ ЦЕРКВИ. (Продолженіе 1). Такіе „вѣскіе* аргументы, хотя и не въ столь рѣзкой Фор¬
мѣ, продолжали дѣйствовать и въ первой половинѣ прошлаго XIX
столѣтія, были въ силѣ и во второй его половинѣ. Да и въ на¬
стоящемъ XX вѣкѣ, девизъ котораго—прогрессъ, наука, гуман¬
ность, вѣротерпимость, образованіе, просвѣщеніе, какъ дли насъ,
старообрядцевъ, такъ и для всего русскаго народа пока не наста¬
ла „свободы просвѣщенной желанная заряа* недавно еще, въ
1897 году, по предложенію III миссіонерскаго съѣзда въ Казани,
даже предполагалось предпринять противъ насъ чуть ли не дра¬
коновскія мѣры. Но неужели подобныя мѣры, въ родѣ отбиранія
дѣтей и конфискаціи имущества, закрытія молитвенныхъ домовъ
и отбиранія подписокъ отъ старообрядческихъ священнослужи¬
телей объ отреченіи ихъ отъ своего сана, вяжутся съ гуманно¬
стью, вѣротерпимостью и просвѣщеніемъ, неужели подобныя мѣры
заоовѣдалъ милосердый, кроткій, безконечно-любяіцій Спаситель?!
И ѳти мѣры предпринимались и предпринимаются противъ кров¬
ныхъ своихъ братьевъ, противъ православныхъ русскихъ людей,
преданныхъ родинѣ, тѣхъ людей, которые своимъ проте¬
стомъ противъ ложной, неестественной и оогрѣшительвой
никоновской реформы, съ ея чудовищными клятвами а
папской антихристіанской инквизиціей, совершили великій
подвигъ,—своей кровью защитили, не дали унизить и опозорить,
отстояли родную старину и духовную самобытность, отеческое
наслѣдіе, дорогое для всякаго, въ комъ течетъ славянская «) См. № 2, стр. 117 и Д»3, стр. 228.