Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№4

1906

Содержание

О любви. Поученіе въ неделю св. Пасхи. Іерея

О русской государственной церкви и задачахь предстоящаго поместнаго собора. В. Макарова

Къ вопросу о причинахъ разделенiя русской церкви. Вл. М—въ (продолженіе)

Мысли по поводу годовщины указа 17 апреля о веротерпимости. В. Макарова

Аскетизмъ и христіанство. I.П.

Святые молчальники

Сила молитвы. В.

Исторія и обычаи ветковской церкви (продолженіе)

«Что ни городъ, то норовъ; что ни деревня, то обычай». Старообрядца

Свершилосъ. I.П.

Первое архіерейское служеніе на старообрядческомъ Рогожскомъ Кладбище

Запрещенный священствовать. Н.К.

По городамъ и весямъ

Изъ періодической печати:

Объявленiя і—ѵ

Отъ редакціи

OCR
СВЕРШИЛОСЬ. Со времени раздѣленія русской церкви, церковная власть,
принявшая реформы □. Никона, сразу стала въ крайне враждеб¬
ныя отношенія къ послѣдователямъ греко-русской церковной ста¬
рины. Увлекши на свою сторону свѣтское правительство, высшіе
духовные защитники никоновскихъ нововводствъ, при его содѣй¬
ствіи, воздвигли жесточайшія гоненія на весь почти русскій на¬
родъ исключительно за „старую вѣру*, за его религіозныя убѣж¬
денія: застѣнки, дыбы, плети, костры и срубы практиковались во
всю. Кажется не было такой ужасной пытки, какой не исполь¬
зовали-бы верховные іерархи господствующей церкви надъ не¬
счастными старообрядцами. Не довольствуясь Физическимъ воздѣй¬
ствіемъ на стойкихъ приверженцевъ старины, „Вѣдомство Пра¬
вославнаго Исповѣданія11 рѣшило подѣйствовать и на ихъ духов¬
ную сторону—выаустпло цѣлую Фалангу писакъ, задача которыхъ
состояла въ томъ, чтобы возможно въ большей мѣрѣ осмѣять,
обругать, охулить самыя святыя и дорогія убѣжденія старообряд¬
цевъ. Съ свирѣпымъ дикимъ воплемъ изрыгали они страшныя
злохуленія, оскорбленія и порицанія на священную древность,
которую свято чтили православные люди. Старообрядчество тер¬
пѣло и молчало, съ христіанской кротостію перенося бѣшеныя
ооношеыія, гоненія и ругательства. Только въ царствованіе Ека¬
терины II взошла было для старообрядцевъ заря религіозной сво¬
боды, но лучи этой зари были слишкомъ слабы, чтобы разсѣять
мракъ, невѣжество и упорство „охранителей* средневѣковаго ре¬
жима по отношенію къ старообрядчеству. Вскорѣ послѣ этого
царствованія—русское духовенство, вопреки гуманнымъ воззрѣ¬
ніямъ Екатерины II, снова рьяно и неудержимо кинулось преслѣ¬
довать ненавистное ему старообрядчество, облекая свои гоненія
въ новые виды, въ нг-выя Формы. Начиная съ царствованія Ни¬
колая I вплоть до указа 17-го апрѣля 1905 года о вѣротерпимо¬
сти, господствующая церковь съ особой злобой, съ особой жесто¬
костью старалась причинить по возможности больше вреда много¬