СВЕРШИЛОСЬ. Со времени раздѣленія русской церкви, церковная власть,
принявшая реформы □. Никона, сразу стала въ крайне враждеб¬
ныя отношенія къ послѣдователямъ греко-русской церковной ста¬
рины. Увлекши на свою сторону свѣтское правительство, высшіе
духовные защитники никоновскихъ нововводствъ, при его содѣй¬
ствіи, воздвигли жесточайшія гоненія на весь почти русскій на¬
родъ исключительно за „старую вѣру*, за его религіозныя убѣж¬
денія: застѣнки, дыбы, плети, костры и срубы практиковались во
всю. Кажется не было такой ужасной пытки, какой не исполь¬
зовали-бы верховные іерархи господствующей церкви надъ не¬
счастными старообрядцами. Не довольствуясь Физическимъ воздѣй¬
ствіемъ на стойкихъ приверженцевъ старины, „Вѣдомство Пра¬
вославнаго Исповѣданія11 рѣшило подѣйствовать и на ихъ духов¬
ную сторону—выаустпло цѣлую Фалангу писакъ, задача которыхъ
состояла въ томъ, чтобы возможно въ большей мѣрѣ осмѣять,
обругать, охулить самыя святыя и дорогія убѣжденія старообряд¬
цевъ. Съ свирѣпымъ дикимъ воплемъ изрыгали они страшныя
злохуленія, оскорбленія и порицанія на священную древность,
которую свято чтили православные люди. Старообрядчество тер¬
пѣло и молчало, съ христіанской кротостію перенося бѣшеныя
ооношеыія, гоненія и ругательства. Только въ царствованіе Ека¬
терины II взошла было для старообрядцевъ заря религіозной сво¬
боды, но лучи этой зари были слишкомъ слабы, чтобы разсѣять
мракъ, невѣжество и упорство „охранителей* средневѣковаго ре¬
жима по отношенію къ старообрядчеству. Вскорѣ послѣ этого
царствованія—русское духовенство, вопреки гуманнымъ воззрѣ¬
ніямъ Екатерины II, снова рьяно и неудержимо кинулось преслѣ¬
довать ненавистное ему старообрядчество, облекая свои гоненія
въ новые виды, въ нг-выя Формы. Начиная съ царствованія Ни¬
колая I вплоть до указа 17-го апрѣля 1905 года о вѣротерпимо¬
сти, господствующая церковь съ особой злобой, съ особой жесто¬
костью старалась причинить по возможности больше вреда много¬