693 ИСТОРІЯ СТАРООБРЯДЧЕСКИХЪ ОБЩИНЪ. 
Епесинскій старообрядческій природъ (Нижеіородской губерніи). На далекомъ разстояніи отъ дер. Елесиво, расположенной на 
ровной полянѣ, я завидѣлъ среди древесныхъ вѣтвей, увѣнчанный 
крестомъ, куполъ Елеоинскаго старообрядческаго храма. Пріѣхавъ въ деревню, я попросилъ указать мнѣ лицъ, зна¬ 
комыхъ съ возникновеніемъ Едесинскаго старообрядческаго при¬ 
хода, Отобравъ у нихъ свѣдѣнія, я предаю ихъ гласности, какъ 
имѣющія значеніе для старообрядческаго вопроса Россійской 
Имперія. Жителя д. Елесиво и ѳя окрестностей, какъ н во многихъ 
другихъ мѣотахъ Росоіи были недовольны духовенствомъ казен¬ 
ной церкви, и въ 1830-хъ годахъ многіе изъ нихъ не стали при¬ 
нимать ѳго, обратившись такимъ образомъ въ „православныхъ 
безпоповцевъ". Такая, въ поиокахъ за истиной, жизнь здѣшнихъ жителей 
тянулась около 20—26 лѣтъ. Не смотря на то, что въ этотъ пе¬ 
ріодъ времени уже было священство Бѣлокриницкой митрополіи, 
.православные безпоповцы" все еще колебались въ принятіи того 
или иного священства. Особенно строго занимался разслѣдованіемъ 
старообрядческаго вопрооа Григорій Никитичъ Мухинъ, теперь 
78-дѣтній, добродушный старичокъ, живущій въ д. Елесинѣ. Убѣ¬ 
дившись въ правотѣ Ст&рообрядчеекой церкви, онъ присоединился 
къ ней и около него образовался кружокъ людей, ищущихъ истин¬ 
наго исповѣданія законовъ Христа. Вокорѣ поолѣ присоединенія 
г. Мухина стали присоединяться и другіе жители здѣшнихъ мѣстъ 
и съ тѣхъ поръ въ Елеоинѣ и ѳго окрестностяхъ стало рости и 
размножаться отарообрядчѳство. Это проявленіе здѣсь борцовъ старообрядчества было въ то 
самое время, когда извѣстный чиновникъ Министерства Внутрен¬ 
нихъ Дѣлъ Мельниковъ, изучавшій исторію отарообрядчества, въ за¬ 
пискѣ, поданной великому князю Константину Ннкодаевичу писалъ 
по поводу гоненій: „Будь это на Западѣ., давно бы лились потоки 
крови, какъ лились они во время реформаціи, тридцатялѣтнѳй войны, 
религіозныхъ войнъ въ Англіи. Сравнивая положеніе Протестан¬ 
товъ передъ началомъ религіозныхъ войнъ съ современнымъ по¬ 
ложеніемъ раскольниковъ, нельзя не согласиться, что послѣдніе 
стѣснены несравненно болѣе, чѣмъ были стѣснены первые14.