Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№6

1907

Содержание

Отъ редакции

Разборъ ответовъ на сто пять вопросовъ. (продолж.) И. Усовъ (нынѣ еписк. Иннокентій)

Разсмотрѣніе книги безпоповца А. А. Коновалова «О пришествіи пророковъ Иліи и Еноха, объ антихристе и объ уничтоженіи имъ богоустановленной жертвы, таинства причащенія». (продолженіе) И. Г. Водягинъ

Сходитъ ли огонь въ Ιерусалимѣ на крышку гроба Господня А. Токманцовъ

Матеріалы, о крещеніи и миропомазаніи (окончаніе слѣдуетъ) Діаконъ А. Богатенковъ

Образъ Пресвятой Богородицы

Образъ Господа нашего Iсуса Христа

Потеря греками православія (историческій очеркъ) А. А. Пашковъ

«Чѣмъ мы вамь не хороши?»

Исторія старообрядческiхъ общинъ: Елесинскiй старообрядческiй приходъ (Нижегор. губ.) П. Н. Василевскій

Братства. Энзетъ

Письма въ редакцію:

По городамъ и весямъ: Проповѣдь миссіонера въ стенахъ пустого храма

Отзывы о книгахъ

Изъ періодической печати

Последнія известія

Выходъ новаго журнала

Объявления

OCR
674 „СТАРООБРЯДЕЦЪ” . ПОТЕРЯ ГРЕНАМИ ПРАВОСЛАВІЯ. (Историческій очеркъ). Русскіе приняли христіанство отъ Константинопольской православной
церкви. Принявши христіанство, они вмѣстѣ съ нимъ понятно приняли отъ
грековъ и все то, что у виіъ практиковалось при совершеніи богослуженія:
чины, преданія, уставы и порядки. Книги, которыя въ то и послѣдующее вре¬
мя наши предки употребляли при богослуженіи и соединенныхъ съ ниыъ дѣй¬
ствій были несоинѣнно сяиые точные переводы съ греческихъ. Весьма много, для
быстраго усвоевія христіавства въ Русской землѣ значило также ито, что церковво-
богослужебныя книги уже были переведены для нашихъ предковъ св. Кирил¬
ломъ и Меѳодіемъ и являлись повтому они имъ не на чуждомъ, а на родномъ
понятномъ языкѣ. Сила христіанской истины, предложенной на розномъ языкѣ
покоряла сердца нашихъ предковъ уже потому самому, что душа человѣческая—
какъ говоритъ Тертуліанъ, „по природѣ христіанка". Поэтому скоро русскій
народъ созналъ правосланіѳ и его усвоилъ. Простота христіанскихъ истинъ:
князь и народъ, одно и тоже („отъ земли нзятъ и въ землю пойдеши”4) за¬
ставила даже и тѣхъ, которые на первыхъ порахъ противились христіанству,
сдѣлаться его истинными послѣдователями. Вообще все время, въ особенности
первые триста—четыреста лѣтъ по принятіи христіанства православіе служило
овѣточѳнъ русской жизни. Русскіе имъ только и мыслили, имъ утѣшались. Оно
призывялось главнѣшимъ основаніемъ единства общественнаго. Введеніе въ Россіи христіанства соединялось съ призваніемъ отъ Византіи и
духовенства, которое должно было насадить и укрѣпить у наеъ свою отечест¬
венную вѣру. Въ продолженіи первыхъ болѣе 450 лѣтъ по принятіи русскими
христіанства, россійскіе митрополиты, за исключеніемъ немногихъ, были изби¬
раемы изъ грековъ; да и эти немногіе тоже почти всѣ получпли рукоположеніе
отъ Константинопольскихъ патріарховъ. 1) Пастыри греческой церкви того времени, возросшіе въ догматахъ церкви
православной, утвержденныхъ неподвижно на канонахъ св. апостоловъ, вселен¬
скихъ и помѣстныхъ соборовъ я ученіяхъ св. отцовъ, естественно должны были
принести да н принесли съ собою въ нашяиъ предкамъ глубокое сознаніе объ
истинахъ православія, о достоинствѣ іерархическихъ чиновъ и твердую волю
неизмѣнно хранить уставы св. церкви, т. е. тѣ, которымп были саяи напи¬
таны. Иначе и быть не могло. Неосиорнмо, что религіозная жизнь нашигь предиѳвъ послѣ принятія ими
христіанства подъ руководствомъ греческаго духовенства, стала формироваться,
и впослѣдствіи сформировалась на началахъ своихъ просвѣтителей христіан¬
ствомъ грековъ. Время постепенно дошло до патріаршества Никова. Онъ па
русское отечественное православіе круто перемѣнилъ свой взглядъ. Поегоивп- ') Таковы были: Илларіонъ ({ 1062), Климентъ (| 1156), Кириллъ (| 1281),
Св. Петръ (■}■ 1326), Св. Алексѣй (1* 1878), Григорій Цимивлакъ, болгаринъ (| 1419).
Изъ нихъ двое Илларіонъ и Климентъ рукоположены были въ Кіевѣ русскими
епископами, Григорій—малороссійскими.