Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№6

1907

Содержание

Отъ редакции

Разборъ ответовъ на сто пять вопросовъ. (продолж.) И. Усовъ (нынѣ еписк. Иннокентій)

Разсмотрѣніе книги безпоповца А. А. Коновалова «О пришествіи пророковъ Иліи и Еноха, объ антихристе и объ уничтоженіи имъ богоустановленной жертвы, таинства причащенія». (продолженіе) И. Г. Водягинъ

Сходитъ ли огонь въ Ιерусалимѣ на крышку гроба Господня А. Токманцовъ

Матеріалы, о крещеніи и миропомазаніи (окончаніе слѣдуетъ) Діаконъ А. Богатенковъ

Образъ Пресвятой Богородицы

Образъ Господа нашего Iсуса Христа

Потеря греками православія (историческій очеркъ) А. А. Пашковъ

«Чѣмъ мы вамь не хороши?»

Исторія старообрядческiхъ общинъ: Елесинскiй старообрядческiй приходъ (Нижегор. губ.) П. Н. Василевскій

Братства. Энзетъ

Письма въ редакцію:

По городамъ и весямъ: Проповѣдь миссіонера въ стенахъ пустого храма

Отзывы о книгахъ

Изъ періодической печати

Последнія известія

Выходъ новаго журнала

Объявления

OCR
СХОДИТЪ ЛИ ОГОНЬ ВЪ ІЕРУСАЛИМѢ. 659 СХОДИТЪ ЛИ ОГОНЬ ВЪ ІЕРУСАЛИМЪ НА КРЫШКУ ГРОБА господня. Русскіе миссіонеры, чтобы доказать, что греческая и русская
і церковь вполнѣ благодатна, любятъ приводить «о небесномъ огнѣ».
Обыкновенно изъ старопечатной книги О вѣрѣ читаютъ: «На вся¬
ко лѣто, въ великую субботу, вечеръ, огнь паче же святый свѣтъ
на гробѣ Христовѣ виденъ бываетъ, и внутрь гроба исполняетъ,
и кандида окрестъ тамо висящая отъ того огня, или свѣта воз¬
жигаются и свѣтле свѣтятъ». Прочитавши это миссіонеръ и вы¬
водитъ такое заключеніе: «Старообрядцы напрасно [де) не поко¬
ряются греческой и русской церкви, ибо тамъ (де) сходитъ явно
благодать Господня». Чтобы рѣшить этотъ вопросъ въ положительномъ смыслѣ,
нужно обратиться къ исторіи. Я не буду отрицать свидѣтельство
нниги О вѣрѣ, гдѣ говорится про чудесное явленіе небеснаго огня,
но это было до 1653 года. Съ этого же времени миссіонеры намъ
не покажутъ, чтобы тамъ совершалось подобное чудо. Что дѣйствительно въ прежнее время новоблагодатный огонь
до 1653 года сходилъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ церковный
историкъ Бароніи подъ лѣтомъ 1101 число 2. «Вядѣша и чудо,
егда въ субботу великую у гроба Господвя свѣщи сами зажига-
хуся. Которое чудо бяше тамо обыкновенно». Такъ точно гово¬
ритъ православный поклонникъ игуменъ Даніилъ, который путе¬
шествовалъ по святымъ мѣстамъ при великомъ князѣ Святополкѣ
Изяславичѣ; когда въ Палестинѣ царствовалъ король Балдуинъ
Первый, вскорѣ послѣ крестовыхъ иоходовъ, именно съ 1093 по
1112 годъ. «Латыня же, говоритъ онъ, въ великомъ алтарѣ вере-
хцати начаша свойски. И тако поющимъ имъ всѣмъ, азъ же- ту
стоя, придѣжно зрѣхъ къ дверемъ гробнынъ. Яко почата паремьи
чести суботы великія, и на первой паремьи изыде епископъ съ
діакономъ изъ великаго алтаря, и прілде ко дверемъ гробнымъ
и призрѣ во гробѣ сквозь хрестцъ дверей тѣхъ, и не узрѣ свѣта
во гробѣ и возвратися вспять во алтарь. Епископъ съ діакономъ
паки припадѳ къ дверемъ гробнымъ и не увиде ничтоже во гробѣ.
Тогда вси дюдіе возопиша со слезами: Киріе елейсонъ! Еже есть
Господи помилуй! Яко бысть 9-му часу минуту начаша пѣти про-
і ходную: «Господеви поемъ», тогда внезапу пріиде туча мала отъ
I востока и ста надъ верхомъ непокрытымъ тоя церкви и одожди
надъ гробомъ Господнимъ, И тогда внезапу возсія свѣтъ во гро-
{ бѣ святемъ и изыде блистаніе страшно и свѣтло изъ гроба Гос¬