644 „СТАРООБРЯДЕЦЪ“. РАЗСМОТРѢНІЕ КНИГИ БЕЗПОПОВЦА А. А. КОНОВАЛОВА „О ПРИШЕ¬ 
СТВІИ ПРОРОКОВЪ ИЛІИ И ЕНОХА, ОБЪ АНТИХРИСТЪ И ОБЪ УНИЧТО¬ 
ЖЕНІИ ИМЪ БОГОУСТАНОВЛЕННОЙ ЖЕРТВЫ, ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНІЯ". (Продолженіе. *) Старообрядецъ. Не опровергавъ св. писаніемъ нашихъ сви¬ 
дѣтельствъ, въ которыхъ такъ ясно и опредѣленно говорится, 
что антихристъ бз'детъ обыкновенный великій человѣкъ, безпо¬ 
повецъ въ союзѣ съ Мартыномъ Лютеромъ,—утвердительно го¬ 
воритъ, что подъ антихристомъ должно разумѣть цѣлое обще¬ 
ство еретиковъ. Съ этимъ понятіемъ Коновалова возможно от¬ 
части согласиться, но только вотъ въ какомъ случаѣ. Какъ об¬ 
щество христіанъ составляетъ въ совокупности тѣло Христово, 
которое апостоломъ Павломъ называется именемъ „Христосъ" 
(1 кор. 12 гл. 12 ст. зач. 152)**)—такъ тѣло антихриста, которое 
состоитъ изъ разныхъ еретиковъ включительно безпоповцевъ, 
можетъ называться именемъ антихриста. И какъ собственное 
тѣло Ісусъ Христа нельзя смѣшивать/съ тѣломъ его—церковь, 
которая называется тѣломъ Христовымъ въ переносномъ смыслѣ 
такъ, слѣдовательно нельзя еретиковъ—тѣло антихриста,—смѣ¬ 
шивать съ антихристомъ дѣйствительнымъ, который „особымъ и 
и изъятымъ" образомъ отъ другихъ еретиковъ явится на землю 
(Богосл. Іоанна Дамаск. кн. 4 гл. 2Ь). Въ этомъ смыслѣ мы со¬ 
гласны съ безпоповцемъ называть общество еретиковъ антихри¬ 
стомъ. Но что дѣйствительный антихристъ будетъ опредѣленная 
личность, а не общество еретиковъ, какъ джемудрствуетъ Коно¬ 
валовъ, подражая лютеранамъ, такъ это очень ясно видно изъ вы¬ 
шеприведенныхъ нами свидѣтельствъ: св. Златоустъ прямо анти¬ 
христа называетъ „человѣкомъ". А перетолковать ученіе св. Зла¬ 
тоуста и другихъ отцевъ церкви—Коноваловъ еще не }щолно- 
моченъ авторитетомъ св. церкви. Пусть же теперь заблудшіе без¬ 
поповцы хорошенько подумаютъ: кому больше должно вѣрить— 
св. ап. Павлу съ св. Іоанномъ Златоустомъ или Коновалову съ 
его единомысленникомъ Лютеромъ? *) См. № 5-Ё ж. „Старообр“. **) „Яко же бо тѣло едино есть и уды имать многи, вся же уди ѳдиного 
тѣда, нвози суще, едино суть тѣло: тако и „Христосъ*. Толкованіе... Надлежало 
бы сказать: такъ и Церковь,—это именно слѣдовало изъ предыдущаго,—но онъ 
не сказалъ такъ, а вмѣсто церкви наименовалъ Христа (Бес. 30). Здѣсь, какъ 
всякому видно, общество христіанъ называется именемъ—.Христосъ". Допустимо 
слѣдовательно, и общество еретиковъ въ такомъ же смыслѣ именовать—„анти¬ 
христъ. Авт.