644 „СТАРООБРЯДЕЦЪ“. РАЗСМОТРѢНІЕ КНИГИ БЕЗПОПОВЦА А. А. КОНОВАЛОВА „О ПРИШЕ¬
СТВІИ ПРОРОКОВЪ ИЛІИ И ЕНОХА, ОБЪ АНТИХРИСТЪ И ОБЪ УНИЧТО¬
ЖЕНІИ ИМЪ БОГОУСТАНОВЛЕННОЙ ЖЕРТВЫ, ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНІЯ". (Продолженіе. *) Старообрядецъ. Не опровергавъ св. писаніемъ нашихъ сви¬
дѣтельствъ, въ которыхъ такъ ясно и опредѣленно говорится,
что антихристъ бз'детъ обыкновенный великій человѣкъ, безпо¬
повецъ въ союзѣ съ Мартыномъ Лютеромъ,—утвердительно го¬
воритъ, что подъ антихристомъ должно разумѣть цѣлое обще¬
ство еретиковъ. Съ этимъ понятіемъ Коновалова возможно от¬
части согласиться, но только вотъ въ какомъ случаѣ. Какъ об¬
щество христіанъ составляетъ въ совокупности тѣло Христово,
которое апостоломъ Павломъ называется именемъ „Христосъ"
(1 кор. 12 гл. 12 ст. зач. 152)**)—такъ тѣло антихриста, которое
состоитъ изъ разныхъ еретиковъ включительно безпоповцевъ,
можетъ называться именемъ антихриста. И какъ собственное
тѣло Ісусъ Христа нельзя смѣшивать/съ тѣломъ его—церковь,
которая называется тѣломъ Христовымъ въ переносномъ смыслѣ
такъ, слѣдовательно нельзя еретиковъ—тѣло антихриста,—смѣ¬
шивать съ антихристомъ дѣйствительнымъ, который „особымъ и
и изъятымъ" образомъ отъ другихъ еретиковъ явится на землю
(Богосл. Іоанна Дамаск. кн. 4 гл. 2Ь). Въ этомъ смыслѣ мы со¬
гласны съ безпоповцемъ называть общество еретиковъ антихри¬
стомъ. Но что дѣйствительный антихристъ будетъ опредѣленная
личность, а не общество еретиковъ, какъ джемудрствуетъ Коно¬
валовъ, подражая лютеранамъ, такъ это очень ясно видно изъ вы¬
шеприведенныхъ нами свидѣтельствъ: св. Златоустъ прямо анти¬
христа называетъ „человѣкомъ". А перетолковать ученіе св. Зла¬
тоуста и другихъ отцевъ церкви—Коноваловъ еще не }щолно-
моченъ авторитетомъ св. церкви. Пусть же теперь заблудшіе без¬
поповцы хорошенько подумаютъ: кому больше должно вѣрить—
св. ап. Павлу съ св. Іоанномъ Златоустомъ или Коновалову съ
его единомысленникомъ Лютеромъ? *) См. № 5-Ё ж. „Старообр“. **) „Яко же бо тѣло едино есть и уды имать многи, вся же уди ѳдиного
тѣда, нвози суще, едино суть тѣло: тако и „Христосъ*. Толкованіе... Надлежало
бы сказать: такъ и Церковь,—это именно слѣдовало изъ предыдущаго,—но онъ
не сказалъ такъ, а вмѣсто церкви наименовалъ Христа (Бес. 30). Здѣсь, какъ
всякому видно, общество христіанъ называется именемъ—.Христосъ". Допустимо
слѣдовательно, и общество еретиковъ въ такомъ же смыслѣ именовать—„анти¬
христъ. Авт.