Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№7-8

1907

Содержание

От редакцiи

1 Богословскій отделъ:

II. Церковно-историческій отделъ:

Объ участіи мірянъ на соборахъ

Чемъ мы вамъ не хороши? (оконч.)

Творящіе дело божiе съ небреженіемъ (быль изъ жизни духовенства господствующей церкви) старообряд. свящ. Григорій М. Карабиновичъ

I. Помощъ свящ. и чудотворца Николы усердно молившемуся ему

II. Изъ недавняго прошлаго

III. Наши ереси

Вражда (изъ жизни духовенства господствующей церкви. Изгой

Письмо о. Евфимія Мельникова къ С. Г. Большакову

Старообрядцы г. Черкассъ Кіевской губерніи. старообряд. священникъ Григорій Карабиновичъ

Сравненіе безпоповскаго чиноиследованія въ крещеніи съ чинопоследованіемъ св. церкви (до никоновскихъ временъ). И. Г. Нигядовъ

Духовное торжество христіанъ

Епископъ Пафнутій въ роли «экспропріатора»

Закладка храма

Длинные волосы, какъ «признакъ оказательства раскола»

Гоненіе на самоваръ

О безпоповскихъ поставникахъ. А. Соловьевъ

Маленькіе люди свящ. Г. Карабиновичъ

III. Изъ періодической печати:

IV. Разныя известія и заметки:

V. Отзывы о книгахъ

Объявленія I

OCR
898 „СТАРООБРЯДЕЦЪ”. О БЕЗПОПОВСКИХЪ НАСТАВНИКАХЪ. Въ одно время обратился ко маѣ видный общественный дѣятель, принад¬
лежащій по своему религіозному убѣжденію къ обществу безпоповцевъ, съ ин¬
тересующимъ его вопросомъ: .„какая существенная разница заключается между
старообрядческими священниками Бѣлокриницкой іерархіи и нашими церковными
наставниками!*' Охотно удовлетворяя его желанію, н отвѣтилъ: „старообрядчес¬
кіе священники. являются лицами, носящими благодать Святаго Духа, получен¬
ную непосредственно чрезъ еаископсвоѳ руковозложеніе; наставники же ваши
представляютъ изъ себя не больше, какъ избранныхъ отъ среды общины лицъ—„про¬
стецовъ14 для руководительства порядкомъ совершенія богослуженія. Такимъ об¬
разомъ, онн, какъ не получившіе ни отъ кого іерархическаго права на строи¬
тельство церковныхъ таинствъ не могутъ по своему значенію замѣнять ообою,
ни при какой крайней нуждѣ церкви, не только священниковъ, но и діаконовъ1'. Священство есть вторая степень Богоучрежденной іерархіи (Дѣян. 20 гл.
28 ст,): наставничество же безпоповское—есть учрежденіе не отъ Христа, а отъ
„человѣкъ". Какъ измышленное человѣческое учрежденіе, оно первоначально по¬
явилось въ лютеранской церкви въ лицѣ избираемыхъ общмною „пасторовъ”;
а со времени организаціи въ самостоятельное общество безпоповства, оно
появилось среди нихъ въ лицѣ малограмотныхъ „и искусныхъ (?) старцевъ".
Восхищая на себя іерархическую власть, которую они выражаютъ еъ своей
стороны въ дерзновевін совершать церковвыя таинства, онн нарушаютъ этииъ
самоправнывъ поступкомъ нѣкоторыя стороны хриетіанеко-іогматичеекаго уч>ніа.
Танъ, напримѣръ, относительно совершенія таинствъ жы находимъ ученіе древ¬
ней церкви (въ Бол. Катихизисѣ), что седмеричное ихъ число викто не можетъ
совершать, кромѣ имѣющихъ іерархическія права; безпоповекіе-хе наставники
поступаютъ на оборотъ: они не сиотря на то, что являются обыкновенными
простецами, безъ зазрѣнія своей совѣстя преступаютъ въ совершенію тайны
крещенія ■ покаянія, а нѣкоторые изъ нвхъ даже благословляютъ и бракя. Вслѣдствіе такого сознательнаго заблужденія, онк утрачіваютъ даже са¬
мое имя «православныхъ христіанъ», ибо написано въ ев. писанія: „яко ере¬
тикъ есть н еретическимъ подлежитъ законамъ, аще и мало что уклонятся отъ
православныя вѣры (Корм. 71 гл. и Ник. Черн. 6В сл.). Въ другомъ мѣстѣ
говорится объ ястннвыхъ христіанахъ: „мы законы церковные соблюдаемъ” (без¬
поповцы законовъ о таинствахъ но соблюдаютъ) „мы предѣлы отеческія хра¬
нимъ, ны прилагающихъ нѣчто, или отъеилющяхъ отъ церкви проилияаенъа
(Кирилла. 301 об.). Вотъ къ какимъ гибельнымъ послѣдствіямъ приводитъ хри¬
стіанъ произволъ темныхъ стариковъ—безпоіі08сквгь наставниковъ! Да помо¬
жетъ же имъ Господь прійти къ сознанію своего заблужденія н въ познавію
метины, находящейся въ св. древле-православной церкви, управляемой священ¬
ной іерархіей со всей полнотой ея чиновъ. А. Соловьевъ.