826 ,СТАРООБРЯДЕЦЪ *. Но, не предполагая безучастно—страдательнаго присутствія мірянъ на ео-
боратъ, мы должны однако же намѣтить, что они имѣли здѣсь далеко не рав¬
ное значеніе съ еоископанн и другимъ духовенствомъ. Соборъ, какъ ны замѣ¬
тили, главнымъ образомъ, былъ выраженіемъ божественнаго авторитета, поэто¬
му высшее право опредѣленія, право окончательнаго суда и рѣшительнаго
голоса принадлежало всегда іерархіи. \{я. соборѣ апостольскомъ главное значеніе
имѣютъ апостолы. Бъ нимъ обращается Антіохійская церковь для разрѣшенія
вопроса* санн апостолы дѣлаютъ окончательное опредѣленіе, тогда какъ все об¬
щество хранитъ молчаніе (Дѣян. 15, 12), н рѣшеиіе вопроса приписывается
инъ н пресвитерамъ (Дѣян. 16, 4). Изъ всего «казаннаго явствуетъ, что, подражая древней апостольской цер¬
кви, н мы древлеправославные христіане, должны составлять свои еоборы неп¬
ремѣнно при участіи мірянъ, дабы сохранить между собою братскую любовь
н миръ церковный... Чѣмъ ты вамъ не хороши? (Окомчакге. ’■) Ваше преосвященство 8 сентября и 15 мая поставили себѣ задачей дозво¬
леніе и благословеніе вамъ стараго обряда подъ предлогомъ и именемъ едино¬
вѣрія согласить оъ безвозвратными запрещеніями этого обряда и съ клятвами
противу держателей его, положенными грекомосковскимъ соборомъ, который этой
ѳдиновѣрнооти оъ собой въ старомъ обрядѣ не признавалъ, а напротивъ видѣлъ
въ немъ прямое уклоненіе отъ православія и прямое противленіе святой апостолъ
ской церкви. Ваше преосвященство понудили себя къ этому соглашенію конечно
не для насъ, иотому что мы эти запрещевія для себя обязательными и клятвъ
дѣйствительными не признавали и не признаемъ, почему и соглашать ихъ съ
чѣмъ бы то ни было не имѣемъ надобности; а для едииообрядствующихъ съ вами
сыновъ отечественной церкви, которые по наслышкѣ отъ васъ же самихъ все
еще вѣруютъ въ обязательность обрядовыхъ постановленій в въ праведность
клятвъ 1667 года п, вѣруя такъ, недоумѣваютъ, какимъ же образомъ св. сѵнодъ
могъ разрѣшить и благословить то, что запрещено и проклято великимъ ооборомъ
и зачѣмъ сами вы, преосвященнѣйшій архипастырь, идете къ намъ, ревнитель-
нымъ держателямъ стараго обряда, чтобы служа въ нашей церкви по старымъ
книгамъ и обрядамъ, и насъ утвердить въ противленіи собору и себя поставить
въ прямое противорѣчіе и съ нимъ в съ собственными дѣяніями, вашянп увѣре¬
ніями, что запрещенія н клятвы его праведны, святы и вѣчно неотложны. „Знаю, братія святаго храня сего, что единовѣріе ваше не для всѣхъ по¬
нятно": такъ начинаете вы ваше соглашеніе. Прекрасно сказано, преосвященный
отецъ, что единовѣрнооть наша съ вами не для всѣхъ понятна; но вепонятва
она только для тѣхъ, кои въ обрядѣ видятъ догматъ, слѣдовательно, для лично-
отей мало развитыхъ н мало толковыхъ. Но, архипастырь, для однихъ ли этихъ *) См. № 6-й, стр. 690.