ОБЪ УЧАСТВОВАНІИ МІРЯНЪ НА СОБОРАХЪ. (Очеркъ). Церковь,—общество людей вѣрующихъ,—необходимо должна имѣть извѣст¬
ное устройство н извѣстные законы; слѣдовательно въ ней необходимо пра¬
вильно-организованное управленіе и оъ этимъ—раздѣленіе ея членовъ на уп¬
равляющихъ и на управляемыхъ,—пастырей и пасомыхъ. «Подобно тому иявъ
въ войскахъ не всѣ одинаковымъ образомъ исполняютъ службу, въ различ¬
ныхъ чинахъ»,—говоритъ св. Златоустъ, —«такъ и въ церкви—одинъ зани¬
маетъ мѣсто учителя, другой-ученика, третій ничего несвѣлующаго человѣка»
(Злат. 5 бес. на 1 посл. къ Тии. т. 11, стр. 654) Фгда вен апоргсли;
$гдд вен пророцы; $гдк вен «учители; (і Кор. зач. 153). Начало церкви точно также немыслимо безъ іерархіи, какъ и ея про¬
долженіе; и излишне было-бы доказывать, что и церковь первыхъ трехъ вѣ¬
ковъ имѣла іерархію въ томъ же самомъ смыслѣ, какъ н церковь вѣковъ по¬
слѣдующихъ. Какъ возвышались права іерархіи надъ правами мірянъ въ церковныхъ
дѣлахъ, какъ существенно отличался и отдѣлялся клиръ отъ общества мірянъ
въ первенствующей церкви,—можно видѣть уже изъ того, что отцы ш учителя
первыхъ вѣковъ, говоря о значеніи іерархіи христіанской, сравниваютъ ее съ
іерархіею ветхозавѣтною. Такъ, нерѣдко сопоставляетъ права и обязанности
той и другой іерархіи Св. Климентъ римскій.—„Священство ветхозавѣтное бы¬
ло прообразомъ священства новозавѣтнаго, говоритъ Тертулівнъ. По ученію
св. Кипріана, іерархическія лица въ новомъ завѣтѣ такъ же, какъ и въ ветхомъ,
служатъ посредниками между Богомъ и людьми, и права ихъ святы и неприкос¬
новенны, какъ и орава іерархіи ветхозавѣтной “. „Епископы наіпл, говорится въ постановленіяхъ апостольскихъ, суть пер-
восвящениии; мѣсто священниковъ теперь занимаютъ у васъ пресвитеры, и
левитовъ—діаконы, чтецы, пѣвцы“ и проч. (Кн. 11, гл. 25). „Что преданія
апостольскія",—говоритъ блаженный Іеронимъ,—заимствованы изъ ветхаго завѣ¬
та, вто можно видѣть изъ того, что епископы, пресвитеры и діаконы въ цер¬
кви имѣютъ тѣ-же права, какія имѣли Ларонъ и дѣти его въ храмѣ4 (ІІисьм.
къ Евагр. Іерон. т. II). При всемъ оходотвѣ іерархіи новозавѣтной съ ветхозавѣтною, на которое
такъ часто обращаютъ вниманіе отцы и учители первыхъ вѣковъ, нельзя не