О ЧУДЕСНОМЪ. Васъ постигло искушеніе не иное, какъ
человѣческое; а вѣренъ Богъ, Который нѳ
попуститъ вамъ быть искушаемыми сверхъ
силъ, но при искушеніи дастъ и облегченіе,
такъ-чтобы вы могли перевести (I Корине.
10-13). Въ настоящей замѣткѣ я хочу затронуть чрезвычайно важ¬
ный вопросъ—объ отношеніи къ чудесамъ. Самый вопросу для
уха современнаго человѣка можетъ звучатъ чуждо я дико. Въ
наше время о чудесахъ говорятъ обыкновенно съ улыбкой; по
крайнѣй мѣрѣ такое отношеніе обнаруживается у громаднаго
большинства интеллигентнаго общества. Весьма часто въ дан¬
номъ вопросѣ ссылаются на науку, что она де доказала,
что чудесъ не было и быть не можетъ. Такой взглядъ встрѣча¬
ется почти на каждомъ шагу, и даже у такихъ крупныхъ уче¬
ныхъ, какъ Штраусъ, Ренанъ и др. оно является основной точкой
отправленія при изслѣдованіи евангельской исторіи. Вотъ начала,
которыми руководствовался, напр., Д, Штраусъ: „Всякое проис¬
шествіе, непримиримое съ извѣстными законами природы, аѳ есть
историческое. Психологическіе законы не позволяютъ вѣрить,
чтобы какой нибудь человѣкъ дѣйствовалъ, мыслилъ, говорилъ
иначе, чѣмъ другіе люди“. Точно также и у Эр. Ренана въ его
книгѣ „Жизнь Іисуса41, столь распространенной теперь у насъ
въ Россіи, исходнымъ положеніемъ является та же мысль, что
сверхъестественнаго Факта существовать не можетъ, что совре¬
менная намъ наука вполнѣ подтвердила несуществованіе сверхъ¬
естественныхъ силъ *). Конечно, при такомъ предвзятомъ взглядѣ
на науку, Штраусъ, Ренанъ и др. вполнѣ естественно приходятъ
въ отрицанію всего чудеснаго и необъяснимаго. Но вотъ вопросъ
—отъ лица какой науки они такъ категорически отвергаютъ все
таинственное, сверхъопытноѳ, чудесное? Вѣдь та положительная, *) Эр. Ренанъ. „Жизнь 1коуса“. Пер. Крыловой, стр. 19,20.