Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№8

1906

Содержание

О преображеніи людей

О чудесномъ А. М.

Беседа I. К. Перетрухина съ миссіонеромь о. Александровымъ

Еще о табакокуреніи

Изъ быта духовенства правительственной церкви

Объ иконописаніи. Иконописецъ С. Сусловъ

Кь характеристике патріарха Никона. I. Перетрухинъ

Исторія и обычаи ветковской церкви (продолженіе)

Постановленіе «собора» старообрядцевъ-беглопоповцевъ въ г. Волъске 2 мая с. г.

Еще къ собору беглопоповцевъ

Безпоповскій «соборъ»

Климотинскiй старообрядческій приходъ. Посторонній

Три портрета В. Г. Усовъ

Отъ чего мы покраснели?

О мѵропомазаніи

По городамъ и Весямъ:

Изъ періодической печати:

Отъ редакціи

бъявленiя:

OCR
КЪ ХАРАКТЕРИСТИКЪ ПАТРІАРХА НИКОНА. Всякое явленіе въ жизни народовъ выдвигаетъ на арену
исторіи личности, которымъ суждено играть главную роль въ
атомъ явленіи. Но нельзя считать всякую личность, стоящую во главѣ исто¬
рическаго движенія, какъ обыкновенно оривято думать, за носи¬
тельницу илн великаго ума, или нравственной чистоты. Сплошь
и рядомъ приходится встрѣчать, что у руководителей судьбами
народовъ ѳти качества,—умъ или нравственность стоять на очень
низкой ступеви развитія. Къ числу подобныхъ „великихъ людей" принадлежитъ и VI
московскій патріархъ—Никонъ, имя котораго запеч&тлѣно на
страницахъ исторіи, какъ главнаго виновника въ возникно¬
веніи русскаго раскола. Дѣтство и молодость этого перваго русскаго раснолоучителя
мало извѣстна, такъ что судить о его умѣ и характерѣ, проявленные
въ тѣ дни, мы не можемъ, не имѣя на ѳто документальныхъ данныхъ.
Извѣстно, что Никонъ, въ мірѣ Никита, родился 24 мая 1605
года въ с. Вельдемановѣ Княгининск. уѣа., Нижегородск. губерніи.
Происходилъ изъ зажиточныхъ крестьянъ мордовскаго племени. Рано
лишился родной матери и суровую школу дѣтства прошелъ подъ
наблюденіемъ матери, какъ повѣствуетъ предавіе, очень свирѣпой;
ѳта-то школа, вѣроятно, и оставила глубокій слѣдъ на впечатли¬
тельной натурѣ пасынка, воспитавъ въ немъ злобу, жесто»
кость, мстительность и презрѣніе къ людямъ. Съ раннихъ лѣтъ Никону удалось выучиться грамотѣ, что
было большою рѣдкостью въ тѣ времена на Руси. На двѣнадца¬
томъ году его потянуло къ монастырской жизни, и онъ убѣ¬
жалъ въ обитель преподобнаго Макарія Желтоводскаго, гдѣ и
пробылъ лѣтъ пять. Здѣсь онъ думалъ было постричься въ
инока, но родственники убѣдили его возвратиться на родину и
повести супружескую жизнь. 17-лѣтній Никонъ женился на одно¬
сельчанкѣ. Вскорѣ послѣ брака, на 20 году, онъ былъ рунополо-