Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№4

1907

Содержание

Разборъ ответовъ но сто пять вопросовъ. И. Усова (нынѣ еписк. Иннокентія)

Разсмотреніе книги безпоповца А. А. Коновалова «О пришествіи пророковъ Иліи и Еноха, объ антихристе и объ уничтоженіи имъ богоустанновленной жертвы, таинства причащенія». (продолженіе) И. Г. Водягина.

225-ти летіе годовщины протопопа Аввакума П. И. Власовъ

Священномученикъ протопопъ Аввакумъ. Ѳ. Мельниковъ

Извещеніе епископа Конона

Исторія старообрядческихъ общинъ: Васильевскiй старообрядческiй приходъ (Ниж. губ.). П. Н. Василевскій

О Скуфье. Діаконъ А. Богатенковъ

О пеніи церковномъ. Пѣвчій

Как ихъ называть? Единовѣрецъ изъ Черниговскихъ слободъ

Письмо въ редакцію. П. Н. Василевскій

По городамъ и весямъ. Егорьевскъ

Изъ періодической печати

Последнія известія

Переходь священника (беглопоповцевъ) въ старообрядческую церковь

Объявленія

Воззваніе

OCR
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЪ ПРОТОПОПЪ АВВАКУМЪ. 449 СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЪ ПРОТОПОПЪ АВВАКУМЪ. Самымъ выдающимся пастыремъ русской древле- православной
(нынѣ старообрядческой) церкви долженъ быть признанъ знамени¬
тый протопопъ Аввакумъ. Всѣ изслѣдователи его жизнн и дѣятель¬
ности въ одинъ голосъ говорятъ о немъ, какъ о замѣчатель¬
нѣйшей личности, одаренной отъ Бога высокими нравственными,
умственными и ду-ховными качествами. О немъ учеными изслѣдо¬
вателями старообрядчества написаны капитальныя сочиненія. Но
не съ точки зрѣнія старообрядчества, а съ извѣстною заранѣе
обдуманной мыслею. Они не могли исчерпать всего Аввакума. Быть
можетъ для этого нуженъ такой же проникновенной человѣкъ съ
такими же Божьими дарами, каковъ былъ самъ протопопъ Аввакумъ. Въ годовщину сожженія его мы даемъ о немъ лишь самыя
сжатыя біографическія свѣдѣнія. Широкое же, полное и безпри¬
страстное изслѣдованіе объ Аввакумѣ еще ждетъ своего автора. При теперешней свободѣ печати оно несомнѣнно должно по¬
явиться на свѣтъ Божій. Тогда еще съ большою яркостію и вы¬
пуклостію нариоуется обликъ этого великаго пастыря Христовой
церкви. I. Аввакумъ родился около 1612 года въ глухомъ селѣ Григо¬
ровѣ, Каяглнинскаго уѣзда, Нижегородской губерніи, за рѣкой
Кудьмой, Родитель его былъ приходскимъ священникомъ, по име¬
ни Петръ, мать звали Маріей, въ иночествѣ—Марѳой. Будучи глу¬
боко-благочестивой и строгой исполнительницей духовныхъ уста¬
вовъ, мать воспитала и сына овоего въ этомъ же религіозномъ ду¬
хѣ. Отъ природы Аввакумъ былъ сильно впечатлительный и чут¬
кій. Однажды ему пришлось увѣдать на сосѣднемъ дворѣ смерть
какой то скотины. Это произвело на яѳго удручающее впечатлѣ¬
ніе. По разсказу написаннаго имъ самимъ „Житія" онъ „той но¬
щи возставши, предъ образомъ плакався довольно о душѣ своей,
поминая смерть яко и мнѣ умереть"; и съ того времени „обыкохъ
по вся нощи молитиоя". Съ дѣтства онъ съ жаромъ принялся за чтеніе свящ. писанія,
творенія н житія св. отцовъ, разныхъ исторій, сказаній, повѣстей.
Ему была знакома вся тогдашняя литература, доступная русско¬
му человѣку. Воспитываясь на ней, онъ, полный молодыхъ силъ
и энергіи, готовился къ дѣятельной борьбѣ съ мірскими пороками,