Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№1

1907

Текст представлен не полностью: Нет страниц 113-IIX

Содержание

Къ подписчикамъ и читателямъ

Старый годъ

О смертной казни и другого рода убійствахъ. (Слово на праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы, Епископа Иннокентія)

Разборъ ответовъ на сто пятъ вопросовъ. И. Усова (нынѣ еписк. Иннокентія)

Разсмотрѣніе Книги безпоповца А. А. Коновалова «О пришествіи пророковъ Исаіи и Еноха, объ антихристѣ и объ уничтоженіи имъ богоустановленной жертвы, таинства причащенія». (продолженіе). И. Водягинъ

Десятъ посланій инока Павла Белокриницкаго къ безпоповцамъ (окончаніе)

Исторія старообрядческихъ общинъ: Казанская община старообрядцевъ, пріемлющихъ Белокриницкое Священство. I. Перетрухинъ

О формѣ присяги, существовавшей до Петра Великаго

Въ защиту старины. Я. Богатенко

Къ Бопросу о признаніи старообрядческой іерархіи. Старовѣръ

Поцелуй

Какъ меня Богъ избавилъ отъ искушенія. Священника Георгія Шишканова

Прежде и теперь. По поводу принятія старообрядцами епископа.

По городамъ и Весямъ: Изъ Балахиинского уѣзда. С. С-овъ

Предостереженіе. (Портретъ)

Объявленія

OCR
94 .СТАРООБРЯДЕЦЪ*. О «ОРМЪ ПРИСЯГИ, СУЩЕСТВОВАВШЕЙ ДО ПЕТРА ВЕЛИКАГО. Со введеніемъ въ Россію христіанства измѣнились всѣ древ¬
ніе языческіе обряды. Подтвержденіе вѣрности стало утверждать¬
ся Крестомъ и Евангеліемъ. Хотя до временъ Петра Великаго
присяга и не имѣла никакой полной и постоянной формы, но,
сколько можно видѣть изъ крестоприводныхъ записей, оная за¬
ключалась въ утвержденіи обѣщанія цѣлованіемъ святаго Кре¬
ста и въ оговоркѣ, что въ случаѣ, если присягающій нарушитъ
свою клятву, то подвергаетъ себя отверженію отъ благословенія
Вселенскихъ Соборовъ. Сія форма имѣла нѣкоторыя измѣненія, иногда оиа ограни¬
чивалась только цѣлованіемъ креста, какъ-то: въ Новгородскихъ
договорныхъ записяхъ 1305 и 1308 годовъ: „Цѣлуемъ крестъ къ
своей Господѣ по любви въ правду безъ всякой хитрости* Или:
„На семъ. Княже, цѣлуй крестъ къ всему Новугоролу, на чемъ
цѣловали ;гѣды и отецъ твой Ярославъ*. Долгое время Новго¬
родцы священнымъ именемъ Ярослава и предковъ убѣждали по¬
томство его къ содержанію данныхъ обѣтовъ. Иногда оговорка:
„А не учну* и проч. „Ино не буди на мнѣ милости Божіей и
Пречистыя Его Матери*, была отмѣняема, какъ-то: въ записи
второго Самозванца и въ общихъ Крестоприводныхъ записяхъ
при государяхъ Михаилѣ Федоровичѣ и Алексѣи Михайловичѣ,
гдѣ, въ заключеніи, сказано только: „Азъ (имя рекъ) цѣлую сей
Животворящій Крестъ Господень, на всемъ, какъ въ сей записи
писано*. Говоря: „Ино не буди на мнѣ милости Святыхъ*, по боль¬
шей части упоминали Московскихъ Чудотворцевъ и тѣхъ Угод¬
никовъ, къ заступленію коихъ прибѣгали съ живѣйшею вѣрою.
Въ записи князя Хо.імскаго 1511 г. сказано: „Ино не буди на
мнѣ милости Петра Митрополита и Леонтія Епископа Ростов¬
скаго*. Въ записи князя Бѣльскаго 1524 г. сказано: „Ино не бу¬
ди на мнѣ милости Леонтія и Сергія Чудотворца*. Въ записи
князя Воротынскаго 1525 г. упомянуто: „Алексѣя Митрополита
и Кирилла Чудотворца", въ Крестоприводной записи къ Федору
Борисовичу Годунову 1605 г. прибавлено: „И не буди на мнѣ бла¬
гословенія и прощенія Московскаго Патріарха Іова и Митроио-
литовъ и Архіепископовъ и всего священнаго Собора*, а въ за¬
писи князя Хо.імскаго: „ни благословенія Господина моего Ге¬
ронтія, Митрополита нсек Руси и его дѣтей Владыкъ и Архи¬
мандритовъ.* ОідіШеО Ьу Со -діе ШІѴЕЯ5ІТѴ ОГ ІШМ015 АТ ІЛШАЫАСНАМРАІСЫ