94 .СТАРООБРЯДЕЦЪ*. О «ОРМЪ ПРИСЯГИ, СУЩЕСТВОВАВШЕЙ ДО ПЕТРА ВЕЛИКАГО. Со введеніемъ въ Россію христіанства измѣнились всѣ древ¬
ніе языческіе обряды. Подтвержденіе вѣрности стало утверждать¬
ся Крестомъ и Евангеліемъ. Хотя до временъ Петра Великаго
присяга и не имѣла никакой полной и постоянной формы, но,
сколько можно видѣть изъ крестоприводныхъ записей, оная за¬
ключалась въ утвержденіи обѣщанія цѣлованіемъ святаго Кре¬
ста и въ оговоркѣ, что въ случаѣ, если присягающій нарушитъ
свою клятву, то подвергаетъ себя отверженію отъ благословенія
Вселенскихъ Соборовъ. Сія форма имѣла нѣкоторыя измѣненія, иногда оиа ограни¬
чивалась только цѣлованіемъ креста, какъ-то: въ Новгородскихъ
договорныхъ записяхъ 1305 и 1308 годовъ: „Цѣлуемъ крестъ къ
своей Господѣ по любви въ правду безъ всякой хитрости* Или:
„На семъ. Княже, цѣлуй крестъ къ всему Новугоролу, на чемъ
цѣловали ;гѣды и отецъ твой Ярославъ*. Долгое время Новго¬
родцы священнымъ именемъ Ярослава и предковъ убѣждали по¬
томство его къ содержанію данныхъ обѣтовъ. Иногда оговорка:
„А не учну* и проч. „Ино не буди на мнѣ милости Божіей и
Пречистыя Его Матери*, была отмѣняема, какъ-то: въ записи
второго Самозванца и въ общихъ Крестоприводныхъ записяхъ
при государяхъ Михаилѣ Федоровичѣ и Алексѣи Михайловичѣ,
гдѣ, въ заключеніи, сказано только: „Азъ (имя рекъ) цѣлую сей
Животворящій Крестъ Господень, на всемъ, какъ въ сей записи
писано*. Говоря: „Ино не буди на мнѣ милости Святыхъ*, по боль¬
шей части упоминали Московскихъ Чудотворцевъ и тѣхъ Угод¬
никовъ, къ заступленію коихъ прибѣгали съ живѣйшею вѣрою.
Въ записи князя Хо.імскаго 1511 г. сказано: „Ино не буди на
мнѣ милости Петра Митрополита и Леонтія Епископа Ростов¬
скаго*. Въ записи князя Бѣльскаго 1524 г. сказано: „Ино не бу¬
ди на мнѣ милости Леонтія и Сергія Чудотворца*. Въ записи
князя Воротынскаго 1525 г. упомянуто: „Алексѣя Митрополита
и Кирилла Чудотворца", въ Крестоприводной записи къ Федору
Борисовичу Годунову 1605 г. прибавлено: „И не буди на мнѣ бла¬
гословенія и прощенія Московскаго Патріарха Іова и Митроио-
литовъ и Архіепископовъ и всего священнаго Собора*, а въ за¬
писи князя Хо.імскаго: „ни благословенія Господина моего Ге¬
ронтія, Митрополита нсек Руси и его дѣтей Владыкъ и Архи¬
мандритовъ.* ОідіШеО Ьу Со -діе ШІѴЕЯ5ІТѴ ОГ ІШМ015 АТ ІЛШАЫАСНАМРАІСЫ