ВЪ ЗАЩИТУ СТАРИНЫ. 99 Священнослужитель за симъ произноситъ поученіе прися¬
гающему, обѣщая ему блаженство со всѣми праведными, если
будетъ вѣренъ своей присягѣ, когда же измѣнитъ, то предавалъ
его анаѳемѣ и вѣчному мученію, заключая молитвою, которую
ироиэносилч., ставъ съ простертыми руками предъ Евангеліемъ:
„Услыши мя, Господи, грѣшнаго, молящася къ Тебѣ всѣмъ серд¬
цемъ. Воэдажль комуждо по дѣломъ его“. Тогда присягающій подтверждалъ свое обѣщаніе, говоря: „Обѣщаюсь предъ Святымъ симъ Евангеліемъ Державнѣй-
шему и Благочестивѣйшему Царю н пр. во всемъ въ правду
служити. Аще ли явлюся преступникъ своего обѣщанія, еже
речс архіерей алая, ей ей, да будутъ на мнѣ, яко же и на преж¬
нихъ преступницѣхъ*. Священнослужитель заключалъ обрядъ вторичнымъ увѣща¬
ніемъ. Безъ сомнѣнія, къ сему продолжительному обряду присту¬
пали не для одного лица, но нѣсколько человѣкъ, присягавшихъ
вмѣстѣ; иначе не доставало бы времени приводить къ присягѣ.
По сходству онаго съ учрежденіемъ, нынѣ существующимъ, вѣ¬
роятно, что Петръ Великій, вводя новую форму присяги, имѣлъ
въ виду сіе постановленіе. ВЪ ЗАЩИТУ СТАРИНЫ. Манифестъ 1? октября я послѣдующія льготы, дяющія старо¬
обрядцамъ возможность вздохнуть болѣе свободно за М60 дѣтъ
всяквхъ притѣсненій—мало по маду приближаютъ старообрядчество
къ тому времени, иогда исповѣдующій по свовмъ обрядамъ хри¬
стіанскую религію, имѣетъ неотъемлемое право жать в чувствовать
тагъ, какъ свойственно вѣнцу творенія Божія—ч&лоотсу. Самое все святая святыхъ каждаго старообрядца — его рсдв-
гія,—была причислена къ „вреднымъ* сектамъ, обряды назывались
кощунствомъ, а къ наиыевовавію енвеиова, священника в діакова
неуклонно и неизмѣнно прибавлялась оскорбляющая религіозное
чувство — частица щлже*. Лже—епископъ, лже- попъ, лже- дьаковъ.