ВЫСШЕЕ ДУХОВЕНСТВО Русской господствующей церкви въ 1-й половинѣ }(І)( в. „Блюдитеся отъ злыхъ дѣлателей"
(Филип. 3—2). „Отъ плодъ ихъ познаете ихъ“
(Матѳ. гл. 7 ст. 20). Въ царствованіе императора Николая I старообрядчество
послѣ полной свободы, объявленной Екатериной II, снова подвер¬
гнуто было преслѣдованію. Реакція неудержимо, бѣшено кинулась
съ средневѣковыми пріемами снова гнать многострадальное
старообрядчество, преслѣдуя исключительно за религіозныя убѣж¬
денія. Но причиняемыя правительствомъ мученія старообрядцамъ
сплотили ихъ въ единое цѣлое, развили въ нихъ великіе христіанскіе
принципы. Старообрядческое же священство, какъ низшее, такъ
и высшее, всегда было на высотѣ своего призванія. Но нельзя этого
сказать о пастыряхъ государственной церкви. Достигнувъ силы и
могущества, ставши господствующимъ духовенствомъ, пастыри
русской церкви совершенно утеряли нравственный обликъ хри¬
стіанства; стали похожи скорѣе на языческихъ жрецовъ, чѣмъ
на истинныхъ служителей алтаря. Не будучи контролируемы со
стороны верховнаго духовнаго правленія, они давали полный про¬
сторъ своимъ дикимъ инстинктамъ. Нравственное развитіе ихъ
было на такомъ низкомъ уровнѣ, что намъ, людямъ XX столѣтія,
покажется все ѳто прямо таки отвратительнымъ, ужаснымъ, даже
невѣроятнымъ, если бы не свидѣтельствовали объ этомъ историческіе
документы. Чудовищные поступки высшихъ іерарховъ въ царство¬
ваніе Николая I заставятъ содрогнуться каждаго вѣрующаго хри¬
стіанина. Высшія духовныя лица, пользуясь могуществомъ и
наслаждаясь счастіемъ, были жалки въ своемъ величіи.
Нравственное уродство ихъ возбуждаетъ чуство гадливости и
отвращенія. Умъ и сердце негодуетъ при чтеніи описанія тѣхъ