Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№6

1906

Содержание

Объясненіе божественной литургіи. Іерей

Объ имени Iсусъ. В. Г. Усовъ

Беседа о старообрядческой церкви и ея іерархіи. (Прод)

Исторія и обычаи Ветковской церкви. (Продолженіе)

Очерки изъ быта духовенства правительственной церкви. Д. Николаевъ

Высшее духовенство русской господствующей церкви въ 1-й половине XIX века. Іосифъ Перетрухинъ

Возможно-ли соединеніе старообрядцевъ съ господствующею церковію. Д. Н.

Миръ

Мирное соборное постановленіе

Съездъ беглопоповцевъ въ Вольске

Новый старообрядческiй монастырь. Иванъ Галкинъ

Добавленіе къ статье «Запрещенный священнодействуетъ». Н. К

Небольшая заметка К. Корегину. И. Шурашовъ

Протоколы частнаго собранія старообрядцевъ после VI Всероссійскаго съезда старообрядцевъ 2—5 -авг. 1905 г. Въ Н.-Новгороде

Изъ періодической печати:

Памяти В. Т. Зеленкова

Памяти Еп. Сильвестра

Объявленія

OCR
ИЗЪ ПЕРІОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. 721 священниковъ тоіько за то, что они подписали воззваніе, призывающее пастырей
къ совмѣстному обсужденію назрѣвшихъ церковныхъ нуждъ, усмотрѣвъ здѣсь
дерзкое посягательство на архіерейскую власть. ѵ Харьковскій архіеп. Арсевій, за протестъ противъ смертной казни и вся¬
каго усайства, какъ противнаго духу любви Христовой, лишилъ нѣсколько свя¬
щенниковъ мѣстъ и запретилъ имъ педагогическую дѣятельность, подъ предло¬
гомъ сочувсінія ихъ революціонному движенію. Казанскій архіеп. Димитрій зап¬
рещалъ священнослуженіе за одну дрнпадлежность къ союзу 17 октября Во
многихъ мѣстахъ ІІодолыкой, Новгородской и Тульской губ. священники лишены
иѣста за однѣ попытки объяснить мавнфестъ 17 октября (Яар. газ.).. „Зима еретическая Гр. Старцевъ въ „Странѣ11, обсуждая положеніе духовенства въ теченіе пос¬
лѣднихъ вѣковъ, вспоминаетъ мученическій нодвиіъ протопопа Аввакума. Протопопъ Аввакумъ, объявившій войну патріарху Никону, сидѣлъ въ
своей изоЬ грустный, печальный, размышляя о томъ, какъему быть? Продолжать
ли свою борьбу, иля, какъ человѣку, объясненному семьей, сойти съ поля битвы
скрыться? ’ И вотъ, видя грусть Аввакума, жена его подсшла къ нему и спросила: — Что печалитъ тебя? — Жена,—отвѣтилъ онъ,—что мнѣ дѣлать? Зима еретическая на дворѣ—
говорить ли мнѣ или молчать? Связали вы меня... Тогда протопопица, уже побывшая въ Сибири, испытавшая нужду и горе
уже держанная на рукахъ своихъ дѣтей, умиракщихъвъ судоргахъ отъ голода’
рѣшительно сказала: ’ — Господи, помилуйі Что ш говоришь, Петровичъ? Я съ дѣтьми благо¬
словляю тебя, дерзай дѣлать Свое дѣло по прежнему, а о насъ не тужи... И Аввакумъ не сталъ молчать и всѣмъ желѣзнымъ сердцемъ своимъ воз¬
сталъ противъ Никова. Его держали въ тюрьмахъ, пытали, сѣкли в, наконецъ, сожгли... Но не
могли сломить. Эту дивную страницу изъ жизни великаго іерея я всегда вспоминаю, когда
мнѣ приходится что-нибудь слышать или читать о нашемъ духовенствѣ. Мнѣ всегда почему-то казалось, что духовенство наше всю свою жизнь
стояло въ раздумьѣ и говорило: 1 — Зима еретическая на дворѣ—говорить ли мнѣ или молчать? И мучительный вопросъ этотъ ) ѣшало такт: молчать Наше духовенство-
съ головой ушло въ заботы о своемъ благополучіи. Оно стало служить сильнымъ
міра сего, пало всячески утождаіь имъ, олравдьвать всякое насиліе ихъ, бла¬
гословлять каждый скверный поступокъ ихъ. Кругомъ бушевала „еретическая
зима“, засѣкали народъ, гіабили нещадно его, тысячи невинныхъ людей томи¬
лись въ тюрьмахъ, въ цѣпяхъ, умирали на эшафотахъ,—духовенство молчало и
съ церковныхъ амвоновъ призывало народъ къ терпѣнію и послушанію... Подобно
левиту, проходило оно мимо страданій измученнаго народа и съ холопской пре¬
данностью молчало у вогъ правительства... Не было слышно въ духовенствѣ
голоса смѣлаго, открытаго, христіанскаго, мученическаго, голоса о правдѣ Бо¬
жіей, за правду Божію... Духовенство оскудѣло, измельчало.