одинъ изъ многихъ. 7-го января текущаго года исполнилось ровно 0 лѣтъ со дня
кончины одного изъ видныхъ дѣятелей старообрядчества архиман¬
дрита Серапіова, игумена Черемша иска го мужекаго монастыря.
Кто изъ старообрядцевъ не зналъ о. Серапіона, или пе слышалъ
о немъ? Какъ основатель Черемшана въ то тяжелое, безправ¬
ное время, когда пришлось ему работать на аренѣ исторіи, онъ
былъ извѣстенъ всему старообрядчеству. Промелькнуло уже 9 лѣтъ,
какъ не стало о. Серапіова. Всѣ знавшіе его лично, до силъ поръ
сохраняютъ о немъ самое лучшее воспоминаніе. По ѳтихъ лицъ
становится все меньше и меньше. Было бы очень жаль, если
вмѣстѣ съ ихъ кончиною уйдутъ въ могилу полезныя и назида¬
тельныя свѣдѣнія о жизни о. Сераиіона. Поэтому цѣль настоящей
замѣтки—освѣтить важнѣйшіе моменты въ жизни о. Серапіона и
побудить лицъ болѣе знающихъ изложить свои свѣдѣнія о немъ
болѣе обстоятельно. Время, въ которое пришлось жить и дѣйствовать о. Се-
раціону было далеко не то, какое переживаемъ мы теперь.
Въ настоящее время старообрядчество, болѣе или менѣе,
вздохнуло свободно, избавившись отъ вѣкового гнета и насилія.
Теперь оно получило нѣкоторую возможность высказывать свои
нужды, желанія и взгляды даже въ печати; но тогда было далеко
до ѳтого. Произволъ царилъ въ полной силѣ. Всякая правдивая
мысль, каждое свободное слово душилось въ самомъ зародышѣ.
Достаточно было начальству найти въ домѣ старообрядца ста¬
ринную книгу, древнюю икону, или даже лѣстовку, чтобы причи¬
нить владѣльцу ихъ тысячу непріятностей. Не даромъ, о. Сера-
піонъ, будучи еще мальчикомъ, живя въ домѣ родителей., вынуж¬
денъ былъ уходить въ погребъ, чтобы почитать какую нибудь
божественную книгу. Свѣдѣнія о жизни о. Серапіона очень не
многочисленны, да и тѣ, большей частью, приходится заимство¬
вать изъ устныхъ пересказовъ близко знавшихъ его лицъ, осо¬
бенно родной его сестры М. И. Шамшиной ^по мужѣ). Но и она
знаетъ сравнительно не много; это объясняется тѣмъ, что оовой-