Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№3

1906

Содержание

Пастырство есть учительство. Мірянина

Къ Вопросу о причинахь разделенія русской церкви. Вл. М—въ (продолженіе)

Беседа старообрядца И.Г. Усова сь миссіонеромъ Т. А. Николаевымъ

Правая рука мощей преподобнаго Спиридонія просфорника

Фотографическій снимокъ правой руки мощей преподобнаго Спиридона просфорника

Беседа о необходимости св. преданія Г. И. Нигядова

Исторія и обычаи Ветковской церкви

Хиротонія старообрядческаго епископа А. Б.

Краткое сказаніе о водвореніи старообрядческаго священства Бѣлокриницкой іерархіи въ с. Городцѣ И. К.

Очерки изъ быта сибирскаго духовенства правительственной церкви. Мартына Горемыки:

Изъ повременной печати:

Последнія известія:

Объявленiя

Отъ редакціи

OCR
КЪ ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХЪ РАЗДЪЛЕНІЯ РУС¬
СКОЙ ЦЕРКВИ. (Продолженіе 1). Не смотра ва все это, Никонъ,—говоритъ ароф. П. Н. Ми*
люковъ,—„рѣшивъ исправить русскія церковныя книги съ грече¬
скаго , рѣшивъ русскіе церковные обряды и чины привести въ
полное соотвѣтствіе съ современными греческими, на этомъ уже
не останавливается, но идетъ далѣе... приближаетъ грековъ къ
себѣ, слушаетъ ихъ, дѣвствуетъ по ихъ совѣтамъ и указаніямъ,
всюду выдвигаетъ на первый планъ греческій авторитетъ, отдавая
ему значительное преимущество предъ вѣковою русскою стариною,
передъ русскими, всѣми признаваемыми доселѣ авторитетами.
„Я хотя и русскій, и сынъ русскаго, заявляетъ Никонъ на соборѣ
1656 г.,—но вѣра моя и убѣжденія греческія*. Съ этою прямоли¬
нейностью и страстностью естественно, что Никонъ не ограни¬
чился необходимымъ, и слишкомъ перегнулъ дугу въ другую сто¬
рону... Въ исправленіяхъ подобнаго рода они (приверженцы ста¬
рины) видѣли одну слѣпую ненависть къ старому. Печатай
Арсеній книги какъ ниб^дь, лишь бы не по старому,—такъ паро¬
дировали они принципы никоновскаго исправленія* 2). „Церковная реформа Никона,—говоритъ про®. Каитеревъ,—
должва была нанести смертельный ударъ исторически сложившимся
представленіямъ русскихъ... Если русскіе думали, что историче¬
ское ихъ призваніе состоитъ въ томъ, чтобы принятое ими отъ
предковъ православіе хранить всегда не измѣннымъ, никогда и
ни въ чемъ не допуская самыхъ, повидимому, незначительныхъ
и малѣйшихъ перемѣвъ въ немъ, то реформа Никона самымъ рѣ¬
шительнымъ образомъ ниспровергала эти вѣковыя воззрѣнія рус¬
скихъ, какъ несправедливыя и ошибочныя. Она говорила русскимъ, 1) См. № 2, стр. 117. з) Введ. въ русв. истор., лѳкц. чктав. на истор.-фидологич. факуіьт., язд.
Москва, 1895 г., выц, 2, стр. 66 и дал.