Иван Алексеевич Лукин - видный старообрядческий начетчик Белокриницкого согласия.

Дата и место рождения Ивана Лукина не известны, но в статье известного начетчика Н.Д. Зенина «Старообрядцы в армии», опубликованной в журнале «Старообрядческая мысль» в ноябре 1915 года, сообщается о 37-летнем возрасте И.А. Лукина. Таким образом, родился он в 1878 или в конце 1877 года. О том, что И.А. Лукин был родом из крестьян и проживал в с. Ахмат Новоузенского уезда, не раз сообщалось в отчетах миссионеров господствующей церкви (в журналах: «Самарские епархиальные ведомости», «Донские епархиальные ведомости»). Следовательно, скорее всего, местом его рождения был «старый» Ахмат или деревня Студенка Камышинского уезда, а в «новый» Ахмат он попал вместе с родителями в возрасте 8 лет или чуть постарше.

Первые упоминания о И.А. Лукине в печати, как миссионерской, так и старообрядческой, относятся к 1905 году – году Первой Русской Революции, когда в России была объявлена свобода вероисповедания, и старообрядцам были дарованы многие права. В этом году Ивану Алексеевичу исполнилось 27 лет, и он уже был известным начетчиком и уважаемым в старообрядческой среде деятелем. Об этом говорит тот факт, что в 1904 году он присутствовал и выступал на Пятом Всероссийском съезде старообрядцев в Нижнем Новгороде, и к его мнению прислушивались.

В период 1904 – 1915 гг. Иван Алексеевич Лукин активно занимался начетнической деятельностью, объездил пол-России, проводил публичные собеседования как с миссионерами господствующей церкви, так и с начетчиками других старообрядческих толков, в самых разных уголках нашей страны, даже в Москве. Он был членом «Союза старообрядческих начетчиков» с момента его образования и проводил в год, судя по отчетам, публичных собеседований больше, чем любой другой член Союза начетчиков (например, в 1907-1908 отчетном году – 77 бесед). В 1911 году он работал епархиальным начетчиком в Кавказской епархии, в 1913 году был избран епархиальным начетчиком в Самарской епархии. «Видным всероссийским начетчиком (или миссионером)» его называли миссионеры господствующей церкви. Многие из тех, кто слушал речи Ивана Лукина, удивлялись его необыкновенной памяти и знаниям. Многие благодарили его за выступления.

Одновременно с начетнической деятельностью, И.А. Лукин занимался изданием и распространением старообрядческой литературы. Им были изданы значимые для старообрядцев труды «Церковная история Сократа Схоластика» (1912 г.), «Разбор ответов Миссионера Калины Картушина. Составил И.Картушин, в настоящее время Старообрядческий Архиепископ Иоанн» (1908 г.) и др. В Красном Куте у И.А. Лукина был собственный книжный склад, где можно было приобрести различную старообрядческую литературу.

И.А. Лукин был членом Саратовско-Астраханского Старообрядческого Братства имени св. Кирилла и Мефодия – просветителей славян.

Не раз Иван Алексеевич Лукин принимал активное участие в работе Всероссийских съездов старообрядцев и даже, будучи мирянином, - в работе Освященных Соборов старообрядческой Церкви. При этом он не боялся открыто, смело, а иногда и резко, высказывать свое мнение по разным вопросам, так сказать, «не взирая на лица». Про него можно сказать, что часто он «рубил сплеча» и «резал правду-матку». Вероятно, этим он нажил себе немало врагов и недоброжелателей. И, тем не менее, это был настоящий «Рыцарь Старообрядчества». Вклад его в дело защиты, просвещения и объединения старообрядцев очень велик.

И.А. Лукин был женат, и жена его проживала в Ахмате, о детях ничего не известно.

В конце 1915 года, когда шла Первая Мировая война, Иван Алексеевич закончил школу прапорщиков и добровольно – вольноопределяющимся ушел на фронт. Тогда ему было 37 лет. С этого времени дальнейшая его судьба неизвестна.

1/0