1422 „СТАРООБРЯДЕЦЪ". НШОЛЬКО СЛОВЪ О «НЕДУГЪ» РУССКОЙ СѴНОДАЛЬНОЙ 
ЦЕРКВИ. (Окончаніе). Протестантское правленіе русской церкви, взятое съ Запа¬ 
да цѣликомъ со Шведскаго регламента, камнемъ давитъ весь ея 
организмъ и передовые люди атой церкви говорятъ: „Что оно дол¬ 
жно быть улучшено—ибо до нынѣ практикующееся консистор¬ 
ское судопроизводство и не цѣлесообразно и недостойно правос¬ 
лавной церкви.—Это едва ли требуетъ доказательствъ: такъ много 
и такъ основательно это уже доказано и словомъ и дѣломъ!!". 
(Тамже стр. 301, Февр. 1902 г.). *). Такое положеніе вещей создало то, что церкви Русской въ 
собственномъ смыслѣ не стало, а лишь осталось я Вѣдомство Право¬ 
славнаго Исповѣданія". Одинъ изъ академическихъ журналовъ: чБо- 
гословскій Вѣстникъ" такъ говоритъ объ этомъ: „Подчиненнымъ по¬ 
ложеніямъ церкви по отношеніи къ государству въ корнѣ подры¬ 
вается необходимый для этого ея нравственный авторитетъ въ наро¬ 
дѣ,—съ одной стороны; съ другой стороны, живое воздѣйствіе церкви 
на общество затрудняется или дѣлается невозможнымъ здѣсь и 
потому, конечно, что здѣсь церковь по своему устройству и по 
своей дѣятельности, какъ часть государственнаго механизма, при¬ 
нимаемъ чуждый ей существу бюрократическій харевтеръ съ прев¬ 
ращеніемъ служителей Христа въ государственныхъ чивовниковъ 
и съ замѣною нравственнаго воздѣйствія ихъ на жизнь и людей 
внѣшнимъ, административно принудительнымъ, вопреки гавѣту 
Христа (Мѳ. XX, 25 гл. Лк. ХХГІ, 25—26), наставленіямъ апо¬ 
столовъ (1 ІІет. V 23) и церковному опредѣленію на Ш Вселен¬ 
скомъ Соборѣ. Горькіе плоды этой системы неисчислимы: упадокъ 
вѣры, отчужденіе отъ церкви, развитіе религіознаго индифферен¬ 
тизма и т. □. вотъ горькіе плоды ложной системы, неустранимые 
никакимъ, даже самымъ геройскимъ, напряженіемъ силъ духовен- *) Какъ не слышны прозвища данныя народомъ духовной консисторіи: ІІи- 
латова контора", -обираловка" и т. д., однако юмориетичыѣе нельзя придумать 
имя, какое дали сй сельскіе .православные" батюшки. Они назвали ее поповской 
ооилюй. Одинъ священникъ замѣчаетъ по этому случаю: „ночто всего противнѣе, 
это сей презрѣнный, наглый н безстыжій тонъ консисторскій, съ которымъ гово¬ 
рится: „а не хочешь ли, попъ, въ консисторію съѣздить падоитъся?и Лѣтъ, дружѳ, 
не хочу, не хочу; поищите себѣ кормилицу по-дѣльнѣе". і'Тагост. поло», прав. 
духов, стр. (53).