1422 „СТАРООБРЯДЕЦЪ". НШОЛЬКО СЛОВЪ О «НЕДУГЪ» РУССКОЙ СѴНОДАЛЬНОЙ
ЦЕРКВИ. (Окончаніе). Протестантское правленіе русской церкви, взятое съ Запа¬
да цѣликомъ со Шведскаго регламента, камнемъ давитъ весь ея
организмъ и передовые люди атой церкви говорятъ: „Что оно дол¬
жно быть улучшено—ибо до нынѣ практикующееся консистор¬
ское судопроизводство и не цѣлесообразно и недостойно правос¬
лавной церкви.—Это едва ли требуетъ доказательствъ: такъ много
и такъ основательно это уже доказано и словомъ и дѣломъ!!".
(Тамже стр. 301, Февр. 1902 г.). *). Такое положеніе вещей создало то, что церкви Русской въ
собственномъ смыслѣ не стало, а лишь осталось я Вѣдомство Право¬
славнаго Исповѣданія". Одинъ изъ академическихъ журналовъ: чБо-
гословскій Вѣстникъ" такъ говоритъ объ этомъ: „Подчиненнымъ по¬
ложеніямъ церкви по отношеніи къ государству въ корнѣ подры¬
вается необходимый для этого ея нравственный авторитетъ въ наро¬
дѣ,—съ одной стороны; съ другой стороны, живое воздѣйствіе церкви
на общество затрудняется или дѣлается невозможнымъ здѣсь и
потому, конечно, что здѣсь церковь по своему устройству и по
своей дѣятельности, какъ часть государственнаго механизма, при¬
нимаемъ чуждый ей существу бюрократическій харевтеръ съ прев¬
ращеніемъ служителей Христа въ государственныхъ чивовниковъ
и съ замѣною нравственнаго воздѣйствія ихъ на жизнь и людей
внѣшнимъ, административно принудительнымъ, вопреки гавѣту
Христа (Мѳ. XX, 25 гл. Лк. ХХГІ, 25—26), наставленіямъ апо¬
столовъ (1 ІІет. V 23) и церковному опредѣленію на Ш Вселен¬
скомъ Соборѣ. Горькіе плоды этой системы неисчислимы: упадокъ
вѣры, отчужденіе отъ церкви, развитіе религіознаго индифферен¬
тизма и т. □. вотъ горькіе плоды ложной системы, неустранимые
никакимъ, даже самымъ геройскимъ, напряженіемъ силъ духовен- *) Какъ не слышны прозвища данныя народомъ духовной консисторіи: ІІи-
латова контора", -обираловка" и т. д., однако юмориетичыѣе нельзя придумать
имя, какое дали сй сельскіе .православные" батюшки. Они назвали ее поповской
ооилюй. Одинъ священникъ замѣчаетъ по этому случаю: „ночто всего противнѣе,
это сей презрѣнный, наглый н безстыжій тонъ консисторскій, съ которымъ гово¬
рится: „а не хочешь ли, попъ, въ консисторію съѣздить падоитъся?и Лѣтъ, дружѳ,
не хочу, не хочу; поищите себѣ кормилицу по-дѣльнѣе". і'Тагост. поло», прав.
духов, стр. (53).