Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№9

1906

OCR
978 „СТАРООБРЯДЕЦЪ*. ДОЛЖ НО-ЛИ УЧИТЬСЯ. Воспитаніе дѣтей въ настоящее время самое больное мѣсто
отцовъ и матерей, особенно старообрядцевъ. „Если, говорятъ ови,
отдать дѣтей въ свѣтское училище, дѣти могутъ заимствовать
тамъ разныя нелѣпости. Не отдашь—будутъ невѣжды, ни на
какое порядочное дѣло не могутъ поступить. Какъ быть?14 И нѣко¬
торые родители, махнувъ рукой, говорятъ: „Пусть-ка лучше дома
сидятъа. Безъ сомнѣнія, для отца и матери, если ихъ сынъ или дочь,
поверхностно почеранувъ науки, клеймитъ всѣхъ невѣждами, от-
рекается отъ вѣры, отъ родителей,—нѣтъ ничего ужасвѣе этого,
нѣтъ словъ передать ихъ гнетущее отчаяніе. Здѣсь мы не беремся обвинять ни родителей, ни учащихся,
а лишь укажемъ на одинъ достаточно поучительный примѣръ изъ
жизни древнихъ христіанъ. Бъ Антіохіи жило небольшое семейство. Глава этого семей¬
ства былъ воевода, ао имени Секундъ, имя женѣ его АиФуса.
Они имѣли двоихъ дѣтей, дѣвочку и мальчика. Бъ одинъ день это
семейство постигло большое несчастіе: отецъ семейства умеръ.
Вскорѣ же за нимъ послѣдовала дочь. Горе Анфусьі, какъ жены
и матери, не имѣло границъ. Будучи двадцати лѣтъ, она рѣши¬
лась посвятить жизнь для своего сына. Какъ образованная жен¬
щина, она намѣревалась дать своему ребенку самое лучшее и
высшее образованіе. Начатки христіанскаго ученія, вѣры и нрав¬
ственности ею тщательно насаждены были въ сердцѣ мальчика.
Послѣ ѳтого она отдала его для дальнѣйшаго образованія къ из¬
вѣстнѣйшему въ то время языческому ритору (т. е. профессо¬
ру краснорѣчія) Ливанію. Анфуса отдала свое дитя язычнику,
ибо знала, что зерно истины, брошенное умѣлой, любящей рукой
матери, не погибнетъ. И дѣйствительно сынъ ея Іоаннъ быстро усваивалъ науку,
и поскольку становился силенъ въ ней, постольку преуспѣвалъ и
въ пониманія истинъ христіанскаго ученія. Закончивъ образова¬
ніе, онъ возложилъ все свое знаніе на жертвенникъ Христовой
вѣры, посвятилъ себя для защиты и проповѣди божественнаго
Евангелія. Основательно изучивъ краснорѣчіе, и соединя съ нимъ
знаніе и прилежаніе, одухотворенное ученіемъ Христа, Іоаннъ
сдѣлался столпомъ и великимъ свѣточемъ всего христіанскаго
міра, который вполнѣ оцѣнилъ его заслуги и назвалъ Зла¬
тоустомъ.