ПОУЧЕНІЕ СВЯТОГО ІОАННА ЗЛАТ0УСТАГ0 О САМОВЛАСТІИ. *) Почему мы созданы со свободной волей? Послушайте: нашему
Владыкѣ Христу угодно то, чтобы мы исполняли волю Его и любили
Его по собственному побужденію, а не по принужденію. И ты, напри¬
мѣръ, своему слугѣ благоволишь не тогда, когда онъ работаетъ связан¬
ный, но когда онъ свободно живетъ и служитъ у тебя. Злодѣйству¬
ющаго раба ты и связаннаго не держалъ бы,—тѣмъ паче Богъ не же¬
лаетъ нашей злобы, почему непрестанно и училъ насъ святыми кни¬
гами, посылалъ пророковъ, и наконецъ для этого воплотился Едино¬
родный Сынъ Божій. Вѣдь Богу можно было всѣхъ грѣшниковъ и не¬
вѣрующихъ погубить, но Ему только свойственно и пріятно то, дабы
мы свободно приклонились къ Нему; для этого Онъ представилъ предъ
мцНами мученіе и царство, и мы можемъ избирать себѣ то или другое
вслѣдствіе того, что мы сотворены Богомъ самовластными; въ виду этого
мы или спасемся, или погибнемъ отъ своей воли. ^ Многіе говорятъ: я отъ природы сердитъ или развратникъ, по-
этому не могу удержаться. Этотъ извѣтъ не оправданіе и не от-
нимаеть вины. Скажи мнѣ, если ты крадешь, или творя блудъ—уви-
ч'гішшь кого-либо идущаго, ужели, продолжая злодѣяніе, скажешь: „я отъ
^ природы таковъ". Нѣтъ! ты испугаешься и убѣжишь, и такимъ обра-
^ѵ^зомъ перестанешь грѣшишь. Но куда же дѣвались твои извинительныя
чслова? И если ты измѣняешь „природу" свою, стыдясь и страшась лю¬
дей, то какъ же не должно бояться Того, Кто будетъ судить живыхъ
и мертвыхъ! Другіе говорятъ: мы отъ природы сердитые и не можемъ удер¬
жаться. Когда господинъ бьетъ своего слугу, злословитъ его, онъ тер¬
питъ. Такимъ образомъ и мы, виновные во всемъ передъ Богомъ, бу¬
демъ терпѣть различныя непріятности; не надобно мстить за себя, воз¬
любленные, но отдадимъ Богу обижающихъ насъ; благодѣтельно отне¬
семся къ бьющимъ насъ; будемъ молить Бога за нихъ. Смиренный человѣкъ раскаивается, вспоминая свои грѣхи, злой
же и полный гордости человѣкъ отъ наказанія не только не воспоми- *) Въ недѣлю 15 по всѣхъ святыхъ. Вольный переводъ.