Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№9

1906

OCR
О „БЛАГОРОДНОМЪ" СОСЛОВІИ, 1011 О „БЛАГОРОДНОМЪ' СОСЛОВІИ. Много въ жизненный обиходъ въѣлось понятій и терминовъ
ложныхъ, не отвѣчающихъ сущности предмета, въ которому они
относятся, а часто и совсѣмъ противоположныхъ. И это оттого,
конечно, что люди судятъ-то о предметѣ очень часто не по са¬
мой его сущности, а съ эгоистической точки зрѣнія, съ точки
зрѣнія своей личной выгоды. Каждый народъ, напримѣръ, побѣдоносную для себя войну
называетъ и считаетъ славной, хотя она и ему самому, я осо¬
бенно его противнику приноситъ разрушеніе и разореніе, бездну
горя, слезъ, и страданій; а неудачную для себя войну считаетъ
безславной только потому, что неудача задѣваетъ его самолюбіе,
хотя бы она принесла большую нравственную, духовную пользу.
Минувшую войну ва Дальнемъ Востокѣ мы считаемъ безславной
потому, что она была очень неудачной для насъ, а японцы при¬
знаютъ ее, несомнѣнно, славной, великой, превозносятъ и воспѣ¬
ваютъ ее. ■ Гдѣ же истина, если одинъ и тотъ же предметъ оцѣнивается
различно, тогда какъ о всякомъ предметѣ, о всякомъ явленіи
двухъ сужденій, двухъ оцѣнокъ не можетъ быть? Чтобы найти
ее, необходимо разсмотрѣть самую сущность войны, ея конкрет¬
ное содержаніе, безотносительно къ тому или другому народу,
посмотрѣть на нее „сверху14. И сдѣлавши такъ, всякій безприст¬
растный человѣкъ, конечно, долженъ будетъ признать, что война,
какъ массовое взаимное убійство, изъ жадности и корыстныхъ
разсчетовъ, изъ за разныхъ богатствъ, земель и торговыхъ рыв¬
ковъ, а то и просто по легкомысленному капризу правителей,
каковы воѣ войны, какія только были или будутъ, хотя онѣ иной
разъ, для популярности въ глазахъ простого темнаго народа, и
прикрываются другими поводами,—есть преступленіе, есть нару¬
шеніе Божьей воли и законовъ, а потому всегда, выгодна она
намъ иля невыгодна, есть безславна, безчестна, и недостойна
человѣка, въ лучшемъ смыслѣ этого слова. Но нельзя сказать, чтобы люди всегда судили о предметахъ
съ точки зрѣнія эгоистической. Чаще всего неправильныя поня¬
тія являются вслѣдствіе того, что люди судятъ о предметахъ или
о явленіяхъ по внѣшности, повѳрхостно. Возьмите, напримѣръ,
какое ннбудь собраніе или просто кучку людей и прислушайтесь
въ сужденію о нихъ обыкновеннаго средняго обывателя. И вы,
обыкновенно, услышите, что „порядочныхъ" людей было мало, а