О ПОЧИТАНІИ СВ. МУЧЕНИКОВЪ. Въ самомъ началѣ кровавыхъ гоненій на церковь со сторо¬
ны языческаго Рима возлюбленный ученикъ Христовъ Іоаннъ
видѣлъ въ таинственномъ откровеніи изъ горняго міра „великое
множество людей, котораго никто не могъ перечесть, изъ всѣхъ
племенъ, и колѣнъ, и народовъ, и языковъ.44 Всѣ они „стояли предъ
престоломъ и предъ Агнцемъ44 въ бѣлыхъ одеждахъ и съ пальмо¬
выми вѣтвями въ рукахъ. „Это тѣ—сказано было Іоанну—кото¬
рые пришли изъ великой скорби, и измыли одежды свои, и убѣ¬
лили ихъ кровью Агнца44 (Апок. 7, 9—14),—т. е. святые и великіе
мученики, участники на землѣ въ страданіяхъ Искупителя, а на
небѣ—въ славѣ Его. Если первенствующей церкви чрезъ тайно¬
зрителя явлена была такая слава св. мучениковъ на небесахъ,
то первенствующая церковь, свидѣтельница ихъ подвиговъ за
имя и дѣло Христово, не могла не воздавать имъ подобающей
славы и на землѣ. Дѣйствительно, по достовѣрнымъ свидѣтель¬
ствамъ, въ началѣ второго вѣка въ церкви были уже особенные
праздники въ честь мучениковъ. Древнѣйшее извѣстіе объ этихъ
праздникахъ мы находимъ нъ повѣствованіи современниковъ о
мученической кончинѣ св. Игнатія Богоносца, епископа Антіохій¬
скаго, пострадавшаго въ 107 году. Замѣчательно, что это свидѣ¬
тельство говоритъ о празднованіи памяти мучениковъ, какъ о
дѣлѣ между христіанами обычномъ. „Мы сообщили вамъ—писали
въ Антіохійскую церковъ нѣкоторые изъ тамошнихъ христіанъ,
сопровождавшіе своего пастыря въ Римъ и въ Римѣ бывшіе
свидѣтелями славной его смерти,— „мы сообщили вамъ время и
день (когда пострадалъ св. Игнатій), чтобы, собираясь вмѣстѣ
въ день мученической его кончины, имѣть намъ общеніе съ под¬
вижникомъ и доблестнымъ свидѣтелемъ Христовымъ.44 Асіа Магіуг.
1§паііи КиіпагЬ р. 23. Атзіеіаей. 1713. Еще опредѣлительнѣе
говорятъ о ежегодномъ празднованіи памяти мучениковъ Смирнскіе
христіане въ окружномъ посланіи своемъ о мученической кончинѣ
своего епископа Поликарпа: „мы собрали его кости (св. Поли¬
карпъ былъ сожженъ),—сокровище драгоцѣннѣе дорогихъ камней