БЕСѢДА О СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И ЕЯ ІЕРАРХІИ. 749 БЕСѢДА О СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
И ЕЯ ІЕРАРХІИ. ( Окончаніе). О. Леонидъ. Да гдѣ вы принимали своего Амвросія?—въ ка¬
кой церкви? Церковь та была освящена попомъ, а попъ не имѣетъ
права святить церковь, если нѣтъ антиминса. А антиминсъ въ ней
отъ какого архіерея присланъ? Неизвѣстно откуда онъ взятъ.
У васъ антиминсы всѣ были фальшивые, церкви неосвященныя.
Амвросія вашего исповѣдывалъ попъ Іеронимъ, который ни слова
не зналъ по-гречески, а Амвросій не зналъ по-русски. Какая у
нихъ могла быть исповѣдь? Усовъ. Все это не отвѣчаетъ на поставленный мною вопросъ,
не доказываетъ, что митрополитъ Амвросій сдѣлался простецомъ
и рукоположенные имъ суть самозванцы, и вовсе не оправды¬
ваетъ заблужденія вашей церкви, не показываетъ, что она не дер¬
жится люцифѳріанокой ереси. Что у насъ церкви были будто-бы не освящены, это неправ¬
да, потому что церковь можетъ святить не только епископъ,
но и священникъ, если есть антиминсъ. А священники у насъ
всегда были и освящали церкви. О. Леонидъ сказалъ, что у насъ
атиыннсы были будто-бы фальшивые. Но онъ этого ничѣмъ не
доказалъ, потому что доказать нѣтъ возможности. А что у насъ
и до митрополита Амвросія были антиминсы нефальшивые и
церкви освященныя—это доказываетъ сама глаголемая православ¬
ная церковь самымъ дѣломъ. Такъ въ стародубскихъ слободахъ
(откуда я родомъ) во времена гоненій, въ пятидесятыхъ годахъ
текущаго столѣтія, новообрядцы отняли у старообрядцевъ очень
много церквей, и обратили ихъ въ единовѣрческіе храмы, не пѳ-
реосвящая ихъ и даже не перемѣняя въ ннхъ антиминсовъ. Если
бы наши церкви были , неосвященные, то новообрядцы обязатель¬
но освятили бы ихъ. А если не освящали и даже не перемѣняли
въ нихъ антиминсовъ, то, значить, и признали, что наши церкви
дѣйствительно освященныя и антиминсы нефальшивые. А относительно исповѣди митрополита Амвросія священво-
инокомъ Іеронимомъ я вамъ скажу, что если-бы даже они и не
могли объясняться другъ съ другомъ на словахъ, то это еще не
значить, что уже и таинство исповѣди не могло состояться. Ибо
есть и русскіе люди, которые съ русскимъ священникомъ не мо¬
гутъ объясняться на словахъ, каковы, напримѣръ, глухонѣмые. А