1182 , СТАРООБРЯДЕЦЪ “. БОДРСТВУЙТЕ! Какую нечеловѣческую злобу имѣли прежніе противники ста¬
рообрядчества,—это извѣстно всѣмъ, хотя мало-мальски знакомымъ
съ его исторіей. Достаточно назвать имена Никона, Іоакима, Пи-
тирима и имъ подобныхъ, о дѣяніяхъ которыхъ нельзя вспоми¬
нать безъ ужаса и отвращенія. Ихъ послѣдователи, хотя ае въ
такой Формѣ проявляли свою злобу, хотя не предавали огнесож¬
женію старообрядцевъ, ибо духъ времени измѣнился, но тѣмъ не
менѣе остались вѣрными ихъ преемниками. Не будемъ говорить
о временахъ Николая I, когда старообрядцевъ насильно загоняли
въ правительственную церковь, когда ихъ лишали всякихъ граж¬
данскихъ оравъ, когда ихъ церковное имущество движимое и нед¬
вижимое отбиралось въ пользу господствующей церкви, начиная
съ церквей и цѣлыхъ монастырей и кончая подручниками и лѣстов¬
ками. Достаточно сказать, что и послѣ этого, съ самыхъ шести¬
десятыхъ годовъ до настоящаго времени, противники старообряд¬
чества употребляютъ всѣ мѣры и способы въ его искорененію. Пользуясь тѣмъ, что старообрядцы были лишены всякой сво¬
боды слова, г. Субботины, Павлы Прусскіе, Виноградовы и инъ по¬
добные травили старообрядцевъ, увѣряя близорукихъ правителей
Россіи, что если дать хотя малѣйшія права, хотя нѣкоторую свободу
старообрядцамъ, то отъ этого будто бы рушится все русское го¬
сударство. Органами сказанныхъ ненавистниковъ старообрядчества
были „Братское Слово",„Московскія Вѣдомостей нѣкоторыя другія
человѣконенавистническія изданія. Къ ихъ голосу въ то время ми¬
нистерство внутреннихъ дѣдъ, съ вѣдомствомъ православнаго испо¬
вѣданія во главѣ, раболѣпно прислушивалось. Но вотъ сдѣлался
переломъ въ жизни и исторіи Россіи. Объявлена свобода вѣроис¬
повѣданія и свобода слова. Сколько ни шипѣли, сколько ни лаяли
„Московскія Вѣдомости** и „Миссіонерское Обозрѣніе11, но жи8вь
настойчиво выдвигаетъ необходимость не только обѣщать рели¬
гіозныя права, но и дать ихъ, закрѣпивъ закономъ. Къ этому присоединилось еще другое обстоятельство, окон¬
чательно взбѣсившее ненавистниковъ старообрядчества. Отдѣль¬
ныя согласія его, ве находя существенной разницы между собою,
стали соединяться воедино. Такъ, соединились т. н. окружники и
чеокружники, за исключеніемъ нѣкоторыхъ изъ послѣднихъ. Зная, что въ единеніи сила, и помня изрѣченіе: „разъединяя,
побѣждаю1*, враги старообрядчества, во главѣ съ извѣстнымъ чело¬
вѣконенавистникомъ Гриигмутожъ, рѣшили для достиженія своихъ