Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№10

1906

Содержание

Именной высочайшій Указъ Правителъствующему Сенату

О покаяніи, поуч. св. Іоанна Златоустаго

О хиротоніи митрополита Амвросiя

О церковные обрядахъ (противъ молоканъ). И. Водягинь

О слове «калугуръ» Свщ. господств. церкви

Десять посланій инока Павла Белокриницкаго къ безпоповцамъ

Стихь

Къ исторіи старообрядчества на Урале. А. Д. Токманцевъ

Описаніе находящагося близъ ст. Кавказской на реке Кубани бывшаго старообрядческаго монастыря. К. А. Перетрухинъ

Архіерей—сожигатель

Несколько словъ о «недуге» русской- сѵнодальной церкви. В. Г. Усовъ

Бегунъ. I. К. Перетрухинъ

О поползновеніи некоторыхъ партій на старообрядчество. В. Е. Вольскій

Кь вопросу о старообрядческихъ школахь. В. Е. Макаровъ

Воззваніе собора старообрядческихъ епископовъ

Церковныя дела (Митрополія въ Россіи)

Грамота еп. Кирилла Одесскаго къ освященному собору старообрядческихъ епископовъ

Проектъ формы присяги

Поездка въ Белую Криницу. Діаконъ Ѳ. Гусляковъ

Открытое письмо миссіонеру Круглову. I. Хромовъ

Бодрствуйте

О законе 17 октября 1906 года

По городамъ и весямъ:

Изъ періодической печати

Объявленiя

OCR
1182 , СТАРООБРЯДЕЦЪ “. БОДРСТВУЙТЕ! Какую нечеловѣческую злобу имѣли прежніе противники ста¬
рообрядчества,—это извѣстно всѣмъ, хотя мало-мальски знакомымъ
съ его исторіей. Достаточно назвать имена Никона, Іоакима, Пи-
тирима и имъ подобныхъ, о дѣяніяхъ которыхъ нельзя вспоми¬
нать безъ ужаса и отвращенія. Ихъ послѣдователи, хотя ае въ
такой Формѣ проявляли свою злобу, хотя не предавали огнесож¬
женію старообрядцевъ, ибо духъ времени измѣнился, но тѣмъ не
менѣе остались вѣрными ихъ преемниками. Не будемъ говорить
о временахъ Николая I, когда старообрядцевъ насильно загоняли
въ правительственную церковь, когда ихъ лишали всякихъ граж¬
данскихъ оравъ, когда ихъ церковное имущество движимое и нед¬
вижимое отбиралось въ пользу господствующей церкви, начиная
съ церквей и цѣлыхъ монастырей и кончая подручниками и лѣстов¬
ками. Достаточно сказать, что и послѣ этого, съ самыхъ шести¬
десятыхъ годовъ до настоящаго времени, противники старообряд¬
чества употребляютъ всѣ мѣры и способы въ его искорененію. Пользуясь тѣмъ, что старообрядцы были лишены всякой сво¬
боды слова, г. Субботины, Павлы Прусскіе, Виноградовы и инъ по¬
добные травили старообрядцевъ, увѣряя близорукихъ правителей
Россіи, что если дать хотя малѣйшія права, хотя нѣкоторую свободу
старообрядцамъ, то отъ этого будто бы рушится все русское го¬
сударство. Органами сказанныхъ ненавистниковъ старообрядчества
были „Братское Слово",„Московскія Вѣдомостей нѣкоторыя другія
человѣконенавистническія изданія. Къ ихъ голосу въ то время ми¬
нистерство внутреннихъ дѣдъ, съ вѣдомствомъ православнаго испо¬
вѣданія во главѣ, раболѣпно прислушивалось. Но вотъ сдѣлался
переломъ въ жизни и исторіи Россіи. Объявлена свобода вѣроис¬
повѣданія и свобода слова. Сколько ни шипѣли, сколько ни лаяли
„Московскія Вѣдомости** и „Миссіонерское Обозрѣніе11, но жи8вь
настойчиво выдвигаетъ необходимость не только обѣщать рели¬
гіозныя права, но и дать ихъ, закрѣпивъ закономъ. Къ этому присоединилось еще другое обстоятельство, окон¬
чательно взбѣсившее ненавистниковъ старообрядчества. Отдѣль¬
ныя согласія его, ве находя существенной разницы между собою,
стали соединяться воедино. Такъ, соединились т. н. окружники и
чеокружники, за исключеніемъ нѣкоторыхъ изъ послѣднихъ. Зная, что въ единеніи сила, и помня изрѣченіе: „разъединяя,
побѣждаю1*, враги старообрядчества, во главѣ съ извѣстнымъ чело¬
вѣконенавистникомъ Гриигмутожъ, рѣшили для достиженія своихъ