1182 , СТАРООБРЯДЕЦЪ “. БОДРСТВУЙТЕ! Какую нечеловѣческую злобу имѣли прежніе противники ста¬ 
рообрядчества,—это извѣстно всѣмъ, хотя мало-мальски знакомымъ 
съ его исторіей. Достаточно назвать имена Никона, Іоакима, Пи- 
тирима и имъ подобныхъ, о дѣяніяхъ которыхъ нельзя вспоми¬ 
нать безъ ужаса и отвращенія. Ихъ послѣдователи, хотя ае въ 
такой Формѣ проявляли свою злобу, хотя не предавали огнесож¬ 
женію старообрядцевъ, ибо духъ времени измѣнился, но тѣмъ не 
менѣе остались вѣрными ихъ преемниками. Не будемъ говорить 
о временахъ Николая I, когда старообрядцевъ насильно загоняли 
въ правительственную церковь, когда ихъ лишали всякихъ граж¬ 
данскихъ оравъ, когда ихъ церковное имущество движимое и нед¬ 
вижимое отбиралось въ пользу господствующей церкви, начиная 
съ церквей и цѣлыхъ монастырей и кончая подручниками и лѣстов¬ 
ками. Достаточно сказать, что и послѣ этого, съ самыхъ шести¬ 
десятыхъ годовъ до настоящаго времени, противники старообряд¬ 
чества употребляютъ всѣ мѣры и способы въ его искорененію. Пользуясь тѣмъ, что старообрядцы были лишены всякой сво¬ 
боды слова, г. Субботины, Павлы Прусскіе, Виноградовы и инъ по¬ 
добные травили старообрядцевъ, увѣряя близорукихъ правителей 
Россіи, что если дать хотя малѣйшія права, хотя нѣкоторую свободу 
старообрядцамъ, то отъ этого будто бы рушится все русское го¬ 
сударство. Органами сказанныхъ ненавистниковъ старообрядчества 
были „Братское Слово",„Московскія Вѣдомостей нѣкоторыя другія 
человѣконенавистническія изданія. Къ ихъ голосу въ то время ми¬ 
нистерство внутреннихъ дѣдъ, съ вѣдомствомъ православнаго испо¬ 
вѣданія во главѣ, раболѣпно прислушивалось. Но вотъ сдѣлался 
переломъ въ жизни и исторіи Россіи. Объявлена свобода вѣроис¬ 
повѣданія и свобода слова. Сколько ни шипѣли, сколько ни лаяли 
„Московскія Вѣдомости** и „Миссіонерское Обозрѣніе11, но жи8вь 
настойчиво выдвигаетъ необходимость не только обѣщать рели¬ 
гіозныя права, но и дать ихъ, закрѣпивъ закономъ. Къ этому присоединилось еще другое обстоятельство, окон¬ 
чательно взбѣсившее ненавистниковъ старообрядчества. Отдѣль¬ 
ныя согласія его, ве находя существенной разницы между собою, 
стали соединяться воедино. Такъ, соединились т. н. окружники и 
чеокружники, за исключеніемъ нѣкоторыхъ изъ послѣднихъ. Зная, что въ единеніи сила, и помня изрѣченіе: „разъединяя, 
побѣждаю1*, враги старообрядчества, во главѣ съ извѣстнымъ чело¬ 
вѣконенавистникомъ Гриигмутожъ, рѣшили для достиженія своихъ