Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№10

1906

Содержание

Именной высочайшій Указъ Правителъствующему Сенату

О покаяніи, поуч. св. Іоанна Златоустаго

О хиротоніи митрополита Амвросiя

О церковные обрядахъ (противъ молоканъ). И. Водягинь

О слове «калугуръ» Свщ. господств. церкви

Десять посланій инока Павла Белокриницкаго къ безпоповцамъ

Стихь

Къ исторіи старообрядчества на Урале. А. Д. Токманцевъ

Описаніе находящагося близъ ст. Кавказской на реке Кубани бывшаго старообрядческаго монастыря. К. А. Перетрухинъ

Архіерей—сожигатель

Несколько словъ о «недуге» русской- сѵнодальной церкви. В. Г. Усовъ

Бегунъ. I. К. Перетрухинъ

О поползновеніи некоторыхъ партій на старообрядчество. В. Е. Вольскій

Кь вопросу о старообрядческихъ школахь. В. Е. Макаровъ

Воззваніе собора старообрядческихъ епископовъ

Церковныя дела (Митрополія въ Россіи)

Грамота еп. Кирилла Одесскаго къ освященному собору старообрядческихъ епископовъ

Проектъ формы присяги

Поездка въ Белую Криницу. Діаконъ Ѳ. Гусляковъ

Открытое письмо миссіонеру Круглову. I. Хромовъ

Бодрствуйте

О законе 17 октября 1906 года

По городамъ и весямъ:

Изъ періодической печати

Объявленiя

OCR
изо ,старообрядецъ". КЪ ИСТОРІИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА НА УРАЛЪ. Въ Екатеринбургскомъ и Верхотурскомъ уѣздахъ Пермской
губ. Петръ I особенно благоволилъ Демидову за его дѣятельность въ
открытіи чугунной мѣдно-литейныхъ заводовъ. Онъ далъ ему право
принимать желающихъ поселиться въ его помѣстьѣ безъ справокъ
о личности. Пользуясь этимъ, старообрядцы прибыли сюда въ пер¬
вой четверти 18 столѣтія. Даже во времена самыхъ сильныхъ гоне¬
ній они всегда желали имѣть епископа, во за неимѣніемъ его стали
принимать бѣгствуюшее отъ великоросійской церкви священство.
Правительственная церковь однако не позволяла его имѣть и про¬
должала преслѣдованія, какъ объ этомъ говоритъ А. О. Пругавинъ
(„Раск. и сект.к стр. 30): „При самомъ появленіи раскола, власть
захотѣла покончить съ нимъ крутыми, суровыми мѣрами. И вотъ,
кровь полилась рѣкой. Всѣ первые вожаки и предводители раскола
умерли на плахѣ, сгорѣли въ срубахъ, исчахли въ заточеніяхъ.
Безпощадныя пытки, безчисленныя, мучительныя казни слѣдуютъ
длиннымъ, безпрерывнымъ рядомъ. Раскольниковъ ссылали, зато¬
чали въ тюрьмы, казематы и монастыри. Пытали и жгли
огнемъ „накрѣпко1*. Сѣкли плетями .нещадно11, рвали ноздри,
вырѣзывали языки, рубили головы на плахахъ, клещами ло¬
мали ребра, кидали въ деревянныя клѣтки и, заваливъ тамъ
соломою, сожигали, голыхъ обливали холодною водой и замо¬
раживали, вѣшали, сажали на колъ, четвертовали, выма¬
тывали жилы... Словомъ все, что только могло изобрѣсти
человѣческое звѣрство для устрашенія, паники и террора,—все
было пущено въ ходъ*1. Кто же были первые насадители на Уралѣ
скитовъ и священства? По увѣренію „Епархіальныхъ Екатеринбург¬
скихъ вѣдомостей*1 (1902 г. Ха 14), первымъ попомъ былъ Симеонъ
страдалецъ, вторымъ НикиФоръ, третьимъ Іовъ, четвертымъ Іаковъ.
По увѣренію рукописи, находящейся у меня подъ руками, былъ
священноинокъ НикиФоръ. „Пользуясь таковымъ случаемъ, гово¬
рится въ ней, наши предки ревностію пылающія по благочестіи,,
быстро стекались никѣмъ ненудими, яко безсловесныя животныя
въ Ноеву ковчегу, въ числѣ коихъ пріиде съ Кержени первый на¬
садитель иноческой жизни около Урала, по окрестнымъ мѣстамъ,
въ близи новоустроенныхъ заводовъ г. Демидовымъ. Первый свя-
щенноиновъ НикиФоръ пріиде съ Кержени со многими старцами;
сей свящонноинокъ НикиФоръ, будучи въ Нижнемъ Тагилѣ, въ
7233 годъ принялъ (подъ мѵропомазаніе) свящевво-іерея Іоанна,
онъ же по постриженію Іовъ, преставился въ 7239 году (на