изо ,старообрядецъ". КЪ ИСТОРІИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА НА УРАЛЪ. Въ Екатеринбургскомъ и Верхотурскомъ уѣздахъ Пермской
губ. Петръ I особенно благоволилъ Демидову за его дѣятельность въ
открытіи чугунной мѣдно-литейныхъ заводовъ. Онъ далъ ему право
принимать желающихъ поселиться въ его помѣстьѣ безъ справокъ
о личности. Пользуясь этимъ, старообрядцы прибыли сюда въ пер¬
вой четверти 18 столѣтія. Даже во времена самыхъ сильныхъ гоне¬
ній они всегда желали имѣть епископа, во за неимѣніемъ его стали
принимать бѣгствуюшее отъ великоросійской церкви священство.
Правительственная церковь однако не позволяла его имѣть и про¬
должала преслѣдованія, какъ объ этомъ говоритъ А. О. Пругавинъ
(„Раск. и сект.к стр. 30): „При самомъ появленіи раскола, власть
захотѣла покончить съ нимъ крутыми, суровыми мѣрами. И вотъ,
кровь полилась рѣкой. Всѣ первые вожаки и предводители раскола
умерли на плахѣ, сгорѣли въ срубахъ, исчахли въ заточеніяхъ.
Безпощадныя пытки, безчисленныя, мучительныя казни слѣдуютъ
длиннымъ, безпрерывнымъ рядомъ. Раскольниковъ ссылали, зато¬
чали въ тюрьмы, казематы и монастыри. Пытали и жгли
огнемъ „накрѣпко1*. Сѣкли плетями .нещадно11, рвали ноздри,
вырѣзывали языки, рубили головы на плахахъ, клещами ло¬
мали ребра, кидали въ деревянныя клѣтки и, заваливъ тамъ
соломою, сожигали, голыхъ обливали холодною водой и замо¬
раживали, вѣшали, сажали на колъ, четвертовали, выма¬
тывали жилы... Словомъ все, что только могло изобрѣсти
человѣческое звѣрство для устрашенія, паники и террора,—все
было пущено въ ходъ*1. Кто же были первые насадители на Уралѣ
скитовъ и священства? По увѣренію „Епархіальныхъ Екатеринбург¬
скихъ вѣдомостей*1 (1902 г. Ха 14), первымъ попомъ былъ Симеонъ
страдалецъ, вторымъ НикиФоръ, третьимъ Іовъ, четвертымъ Іаковъ.
По увѣренію рукописи, находящейся у меня подъ руками, былъ
священноинокъ НикиФоръ. „Пользуясь таковымъ случаемъ, гово¬
рится въ ней, наши предки ревностію пылающія по благочестіи,,
быстро стекались никѣмъ ненудими, яко безсловесныя животныя
въ Ноеву ковчегу, въ числѣ коихъ пріиде съ Кержени первый на¬
садитель иноческой жизни около Урала, по окрестнымъ мѣстамъ,
въ близи новоустроенныхъ заводовъ г. Демидовымъ. Первый свя-
щенноиновъ НикиФоръ пріиде съ Кержени со многими старцами;
сей свящонноинокъ НикиФоръ, будучи въ Нижнемъ Тагилѣ, въ
7233 годъ принялъ (подъ мѵропомазаніе) свящевво-іерея Іоанна,
онъ же по постриженію Іовъ, преставился въ 7239 году (на