1138 » СТАРООБРЯДЕЦЪ “. (см. еще Екатеринб. Еоарх. Нѣдом. за 1902 г. >6 14 стр. 592).
Такимъ образомъ ученіе безпоповцевъ-чаеовевныхъ выродилось
изъ ученія безпоповдевъ-поморцсвъ. а ѳто ученіе было осуждено
инокомъ Максимомъ ') со всѣми тогдашними христіанами еще въ
1773 г. 28 января, „на соборѣ* въ Невьянской часовнѣ. Вотъ съ какого времени и какъ появились на Уралѣ „часо¬
венные*. А. Д. Токманцевъ. ОПИСАНІЕ НАХОДЯЩАГОСЯ БЛИЗЪ СТАНИЦЫ КАВКАЗСКОЙ НА
РЪКЪ КУБАНИ БЫВШАГО СТАРООБРЯДЧЕСКАГО МОНАСТЫРЯ. Къ 1899-мъ году въ Февралѣ мѣсяцѣ его высокопреосвя¬
щенство Московскій архіеп. Іоаннъ послалъ меня въ Донскую
область—вести бесѣды съ миссіонерами русской церкви. Вмѣстѣ
съ втииъ онъ поручилъ съѣздить и на Кавказъ, собрать точныя
свѣдѣнія о гибели бывшаго старообрядческаго монастыря. Онъ
отобранъ у старообрядцевъ казеннымъ миссіонеромъ Исидоромъ
Колокодовыыъ. 27-го Февраля 1899 года я заѣхалъ къ старооб¬
рядческому священнику о. Константину Осипову, а затѣмъ на ло¬
шадяхъ отправился на „обвалы* въ монастырь, отстоящій отъ ста¬
ницы Кавказской въ 3 верстахъ. Подъѣзжая къ монастырю, я
увидѣлъ вокругъ овраги и горки. Аіоиастырь находится иа правомъ
берегу рѣки Кубани, среди кустарника, вербъ и лѣса, росту
которыхъ способствуетъ разливъ Кубани. Она разливается въ
то времх, когда таютъ снѣга Кавказскаго хребта, гдѣ находится <) Инокъ-схимникъ Максимъ похороненъ ня Веселыхъ Горахъ, и каждый
годъ у него на могилѣ бываетъ поклонниковъ изъ безпоповцевъ тысячъ до пяти.
О жизни схимника Максима есть такое сказаніе: Ояъ родомъ отъ страны срациы-
сін, агарянскнхъ родителей, называемыхъ ногайскими татарами, и во дни рос¬
сійскаго государя ІІотрг Алексѣевича (уповательно въ 1724 г.) россійскими вой¬
сками плѣненъ съ прочими еще въ малолѣтствѣ и поступилъ въ служеніе къ г.
Змѣеву, и крещенъ имъ во св. кафолическаго исповѣданія вѣру н нареченъ мѣ¬
сяца сентября 6-го Михаиломъ, и по соизволенію Змѣева обученъ гранитѣ и
письму, проживая въ совершенной его милости. Познакомившись со ста¬
рообрядцами, онъ отъ сего Змѣева тайно отлучился и, проходя градскія и пу¬
стынныя мѣста, наконецъ онъ иришелъ въ Нижне-Тагильскій заводъ (уповательно
въ 1729 г.), гдѣ и былъ принятъ свящевно-ивокомъ Іовомъ и удостоенъ иноче¬
скаго образа. Получивъ оный, онъ проживалъ въ лѣсахъ Чернонсточинскихъ
(смежныхъ съ ІГнжне-Тагильскиміп. по близости Чериоисточинпкаго завода, съ
бывшими тамъ пловами въ полномъ послушаніи; а потомъ но смерти настоятеля,
по общему соглашенію и просьбѣ, поступилъ настоятелемъ, гдѣ проживать до¬
вольное время, но но случаю частаго пахола на хеліи ихъ разбойникивъ оставилъ
то мѣсто и переселился съ братіею въ Нижне-Тагильскій заводъ, въ домъ извѣст¬
наго христіанина Андрея Рябинниа. Послѣ удалился въ Невьянскіе лѣса, гдѣ
скончался въ 1793 году.