Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№10

1906

Содержание

Именной высочайшій Указъ Правителъствующему Сенату

О покаяніи, поуч. св. Іоанна Златоустаго

О хиротоніи митрополита Амвросiя

О церковные обрядахъ (противъ молоканъ). И. Водягинь

О слове «калугуръ» Свщ. господств. церкви

Десять посланій инока Павла Белокриницкаго къ безпоповцамъ

Стихь

Къ исторіи старообрядчества на Урале. А. Д. Токманцевъ

Описаніе находящагося близъ ст. Кавказской на реке Кубани бывшаго старообрядческаго монастыря. К. А. Перетрухинъ

Архіерей—сожигатель

Несколько словъ о «недуге» русской- сѵнодальной церкви. В. Г. Усовъ

Бегунъ. I. К. Перетрухинъ

О поползновеніи некоторыхъ партій на старообрядчество. В. Е. Вольскій

Кь вопросу о старообрядческихъ школахь. В. Е. Макаровъ

Воззваніе собора старообрядческихъ епископовъ

Церковныя дела (Митрополія въ Россіи)

Грамота еп. Кирилла Одесскаго къ освященному собору старообрядческихъ епископовъ

Проектъ формы присяги

Поездка въ Белую Криницу. Діаконъ Ѳ. Гусляковъ

Открытое письмо миссіонеру Круглову. I. Хромовъ

Бодрствуйте

О законе 17 октября 1906 года

По городамъ и весямъ:

Изъ періодической печати

Объявленiя

OCR
О СЛОВѢ „КАЛУГУРЪ". 1101 О СЛОВЪ „КАЛУГУРЪ‘! Многіе изъ членовъ „господствующей* церкви, но легкомыслію,
называютъ старообрядцевъ—раскольниками, „калугурами*. Это
неправильно. Всѣ вѣрующіе люди, до-Никоновской эпохи,—суть просто
„старо-вѣры*, „старо-обрядцы*. а раскольниковъ нѣтъ и не могло
быть, какъ нѣтъ среди вѣрующихъ и „калугуровъ*. И для зако¬
нодательнаго, и для судебно-административнаго языка, самый
терминъ „раскольникъ**— неправиленъ. Слово „раскольникъ" про¬
исходитъ отъ слова „расколоть*, „дѣлить пополамъ, нй-двое*.
Старообрядцы ничего никогда не „раскалывали", не дѣлились, а
исповѣдывали и исповѣдуютъ ту „вѣру*, старую, каковой держа¬
лась вся „старая* (до-никоновская) Русь—до 1666 года. Равно и
слово „калугуръ"—неправильно, по непониманію, по незнакомству
съ греческимъ языкомъ, произносятъ многіе по адресу „старо¬
обрядцевъ*. Слово „калугуръ*—-не есть имя, а просто кличка. Злоупо¬
требляютъ этимъ словомъ неправильно, если не сказать — недобро¬
совѣстно. Сошлемся въ доказательство на свято-отеческія даты.—
Если кто со вниманіемъ прочтетъ Четьи-Минеи и Прологи, то
увидитъ, что и святые отцы именуются калугерами. А поэтому
слово „калугуръ* произносятъ невѣрно, неправильно. „Калугеръ*—
слово достопохвальное, означаетъ, по словопроизводству съ гре¬
ческаго языка на русскій,—добрый старецъ, инокъ,— КчХос—добрый,
хорошій, 78ршѵ—старецъ. Поэтому, произносящіе въ насмѣшку
по адресу „старо-обряддевъ" „калугуръ*, просто не понимаютъ
втого термина. Нужно въ заключеніе замѣтить, что въ народѣ, обществѣ и
литературѣ даже и слово „раскольникъ"—неупотребительно; всегда
въ общежитіи употребляется терминъ—„старовѣръ„старо-обря-
децъ“ (наприм. говорятъ такъ: „тамъ живутъ старовѣры", „эти—
по старой вѣрѣ" и т. п.). Равно я въ полемико-богословскихъ
изысканіяхъ вы никогда не встрѣтите слова „калугуръ",—оно
Фигурируетъ лишь въ устахъ нѣкоторыхъ членовъ „господствую¬
щей" церкви въ значеніи порицательнаго, ругательнаго термина. Священникъ господствующей церкви.