ИЗЪ ПЕРІОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. „Церковно-Общественная Жизнь* приводитъ характерный
взглядъ простонародья на миссіонеровъ господствующей церкви.
Миссіонеръ—это всесильный человѣкъ, предъ которымъ „горы
движутся, и холмы пляшутъ*, и если возникнетъ какое-нибудь
религіозное недоразуиѣніе у мужика, онъ обыкновенно говоритъ:
„А вотъ пріѣдетъ баринъ—нкесіонеръ,—баринъ все разсудятъ: овъ все можетъ,
все сдѣлаетъ. Поэтому—все тамъ въ этому баряву возводятся ■ отъ его вни¬
мательнаго прикосновенія получаетъ резонъ своего бытія, ■ наоборотъ—безъ
барина ничто не правомочно къ своему существованію. Бъ чему стремится идеальная мнссіоверсвая организація? Да въ тону,
чтобы подъ предводительствомъ епарі. миссіонера создать въ епархіи цѣлый
штатъ ену помощниковъ—разныхъ окружныхъ, уѣздныхъ н благочинническихъ
миссіонеровъ*. На содержаніе атакой оравы требуетея немало денегъ. Но,
вѣдь, послушный рабъ „православія*, крестьянинъ, долженъ найти
ихъ! Продастъ послѣднюю коровенку, а „барина" миссіонера вы¬
ручитъ, хотя тотъ же журналъ говоритъ: „Признавая миссію весьма необходимой въ жизни церкви, большая часть
духовенства находятъ учрежденіе миссіонерскаго института неудачнымъ'^отвѣтомъ
на запросы пастырства". Нельзя отрицать, что въ русской церкви есть не только хо¬
рошіе, но и идеальные священники. Съ болью въ сердцѣ читаешь
ихъ откровенныя признанія и сожалѣнія объ ихъ замкнутой средѣ,
заѣдающей иногда недюжинные таланты. „Псковскія Епарх. Вѣдо-
мости" передаютъ слѣдующія искреннія слова одного священника:
„Правда, во многихъ (политическихъ) случаяхъ сыплющіеся на православ¬
ное духовенство упреки несораведлівы, такъ павъ наші пастыря, въ силу сво¬
его тяжелаго правового положенія, не всегда могутъ дѣйствовать въ духѣ Хри¬
стова ученія и, принимая участіе въ общественной жнзнн, иногда принуждены
бываютъ говорить г: поступать противъ собственныхъ убѣжденій".